Posted 28 января, 11:08
Published 28 января, 11:08
Modified 29 января, 08:36
Updated 29 января, 08:36
Елена Петрова
О судьбе «Силы Сибири-2» последний год приходили сдержанно-пессимистические комментарии: дорого, кто заплатит, Китаю столько не нужно. Как напоминает The Financial Times, строительство трубопровода, который должен, по мысли Газпрома, соединить сибирские газовые месторождения и Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая, запланировано на 2024 год. Но пока стороны не могут определить даже маршрута, не говоря уже о том, сколько будет стоить строительство, и как распределятся не него расходы.
Прорыва никто не ждал, он и не наступил. Сейчас о ненужности новой трубы на Восток рассказывают не только эксперты по рынку газа, но и официальные лица. Китайские чиновники хранят молчание, зато высказался премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ:
«Китайская и российская стороны все еще проводят расчеты и оценки и работают над экономическими выгодами».
Витиеватая формулировка едва скрывает экономический смысл. Главное слово в этой фразе «выгода». Именно выгода, вернее, ее недостаточная обоснованность, вызывает серьезные сомнения у китайской стороны.
За строительство только трубы сложного инженерного сооружения «Силы Сибири-1» было заплачено 17 миллиардов долларов, или 1.1 триллиона рублей, и это не считая бурения новых скважин на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях. В 2018 году Газпром оценивал эти работы в 20 миллиардов долларов, но впоследствие вся информация по затратам и по поставкам была засекречена. В систему входит и газохимический комбинат с проектной стоимостью еще в 20 миллиардов долларов. Если вспомнить, что длина трубопровода уменьшилась на треть от первоначальной, а стоимость выросла, никто не может дать гарантий, что и другие объекты не выросли в цене. Точнее, можно с уверенностью сказать, что они наверняка станут дороже.
Газпром не собирается раскрывать ни стоимость работ по «Силе-Сибири-1», ни по проекту второй трубы. Характерно высказывание бывшего зампреда Газпрома Александра Медведева о желании журналистов узнать объем затрат:
«Теперь каждая домохозяйка хочет знать цену газа, но это неуместно».
Видимо, еще более неуместным, на взгляд газпромовских чиновников из государственного концерна, были информация о том, что заплатила за «Силу Сибири» российская сторона, ведь китайцы не потратили на трубу ни юаня. Эта информация для домохозяек является существенной — концерн-то государственный, так что за спасение Газпрома после отключения поставок в Европу заплатили, в том числе, и те самые домохозяйки.
Разговоры о выгодности поставок в Китай также из разряда досужих. Газпром рассчитывал на цену за тысячу кубометров в диапазоне 300-400 долларов. Однако сравнение с другими поставщиками трубопроводного газа в Поднебесную говорят о том, что газпромовские чиновники получили самые плохие цены, по сравнению с другими владельцами газовых труб, ведущих в Китай. В 2021 году только газ из Мньянмы достигал 350 долларов за тысячу кубометров. Туркменские и узбекские поставки колебались в диапазоне 200-250 долларов, а российский газ не переходил границу в 200 долларов. Поскольку цены на трубопроводный газ привязаны к цене на нефть, то подорожавшая нефть повлияла на китайские контракты, но соотношение цен с конкурентами осталось прежним. Да и зачем китайцам повышать цену на наш газ, если предложения, с учетом СПГ, достаточно, а Газпром испытывает значительные сложности? Здесь игра в кошки-мышки более чем уместна, а китайцы в ней — большие мастера.
Но при прогнозируемом объеме убытков свыше 1 триллиона рублей уже через год второго акта ублажения Китая не предвидится — денег больше нет.
Китай планирует изменить энергобаланс, увеличив долю газа с 10% до 15%. Поэтому у России есть шанс нарастить поставки. Конкурентов у Газпрома два — Туркмения и СПГ. Туркменская «Линия Д» — прямая угроза «Силе Сибири-2», поскольку Китаю две ветки не нужны.
Другая альтернатива российскому газу — поставки СПГ. Сжиженный газ дороже трубопроводного, но пик поставок оживается в 2025–2026 годах.
Так что Китай может вести переговоры с позиций силы и агрессивно понижать цену, тем более, что если «Сила Сибири-2» будет построена, Россия станет самым большим поставщиком углеводородов в страну. С точки зрения баланса интересов, для Китая это невыгодно.
Жесткая позиция Китая и невозможность ответа для России вызывает критику внутри страны. Борис Надеждин так комментирует ситуацию:
«Китай просто над нами издевается, выставляет неприемлемые условия, на которые Россия вынуждена идти. Достаточно посмотреть, что с автопромом происходит, сколько стоят китайские машины. Или история с „Силой Сибири“, где китайцы сказали: „Сами стройте, а будем ли мы у вас газ покупать — это мы потом решим“. Такой разговор большого с маленьким. Я считаю, что должны быть равноправные отношения. Но они возможны, только если Россия не будет захлопывать окно в Европу.»
Но окно в Европу уже захлопнулось, по крайней мере, на ближайшее десятилетие, поэтому у России не остается другого выхода, как снижать цену.