Posted 28 января, 09:16

Published 28 января, 09:16

Modified 28 января, 14:31

Updated 28 января, 14:31

Эксперты: почему вместо инженеров и рабочих молодежь учится на юристов и экономистов

28 января 2024, 09:16
Безрадостные новости о подготовки в стране рабочих рук для заводов. Вузы не готовят практически никаких кадров для реального производства и ВПК. В чем причины и можно ли это исправить?

Ирина Мишина

Отчет, который подготовила столичная мэрия, стал сенсацией. В прошлом году дипломы столичных вузов получили 179,5 тысяч молодых специалистов. Наиболее популярными специальностями у выпускников стали экономика и юриспруденция.

В отчетах московской мэрии данных о будущих рабочих не оказалось

«В прошлом году по направлению „Экономика и менеджмент“ дипломы получили 51,2 тыс. человек, по специальности „Юриспруденция“ — 27,1 тыс. человек. На будущих экономистов и юристов приходится более 44 процентов от всех выпускников», — уточнил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. На третью строчку поднялись будущие педагоги, подвинув в тройке лидеров программистов и разработчиков. В число самых востребованных столичных специальностей вошли также «Информационная и вычислительная техника» и «Психология» — по ним вузы окончили 9,5 тысячи и 6,7 тысячи человек соответственно.

Тех, кто выбирает рабочие или инженерные специальности, в отчете мэрии нет.

Нехватка кадров по инженерным специальностям достигла максимума за последние десятилетия, подтвердила глава департамента массового подбора персонала кадровой компании Manpower Любовь Смирнова. Индекс HeadHunter в сфере рабочего персонала в конце года оказался на уровне 1,9 (общее соотношение резюме и опубликованных вакансий). Это говорит об остром дефиците рабочих кадров.

А ведь президент поручил подготовить в России 1 миллион специалистов рабочих профессий в ближайшие пять лет, сделав упор на такие отрасли, как электронная промышленность, робототехника, строительство и машиностроение. Но именно на эти специальности сейчас поступают меньше всего…

«Молодым на заводе ничего не светит!»

Почему от новостей в сфере подготовки рабочих рук для заводов страны волосы встают дыбом? Достаточно привести всего пару фактов. В самом конце 2023 года семь регионов России полностью прекратили подготовку специалистов среднего звена по специальности «Машиностроение». Об этом сообщил профессор, главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Александр Федотов.

«К сожалению, несмотря на то, что это одно из наиболее мощных направлений, где требуются квалифицированные кадры и где нужно готовить современных специалистов, отвечающих требованиям обеспечения технологического суверенитета, картинка не радужная. Вот перечень регионов, в которых прекращается подготовка специалистов среднего звена по этому направлению: Амурская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея и Республика Тыва», — сообщил Александр Федотов

А в 2022-м подготовку таких специалистов прекратили в других 14-ти регионах России…

Причин много. Но главная состоит в том, что молодые люди не идут на рабочие специальности из-за туманных перспектив с будущей зарплатой. Хотя, по наблюдениям экспертов, работодатели начали в последнее время поднимать ставки. По данным «Авито Работы», наладчикам станков с ЧПУ теперь предлагают в среднем 97 378 руб. — это на 40% больше, чем год назад. Если в прошлом году компании готовы были платить в среднем на производстве 49 325 ₽, то сейчас — 64 797 ₽. Однако, это на словах.

Из комментариев в соцсетях.

Андрей Климов пишет: «Чистыми на руки от 50 тыс. токарь 4 разряда, и это не самые высокие з/п в Туле».

Vladimir G. замечает: «Зарплата начальника цеха 200 тыс. руб. Зарплата токаря 30 тыс. Не удивительно, что никто не хочет работать за такие деньги».

Алексей Л.: «Тотальная ложь-ложь-ложь от руководства предприятий!!! Народ зазывают на зарплату 80, а по факту 30-35 (да ещё и со сверхурочными!)».

Пользователь под ником Владимир А. комментирует: «Молодым на заводе ничего не светит! Рабочие нищие, ни жилье, ни машину, ни отпуск, ни хорошую одежду и обувь, ни хорошую еду. Зарплаты хватает только на жкх, дешёвую еду и проезд на работу, ВСЁ!!!».

Проучиться на инженера 6 лет и потом не найти работу

Основную часть кадров для производства сегодня готовят колледжи.

«В колледжах всего 16% идут на рабочие специальности. К тому же печально, что в среднем профтехобразовании 43% мест остаются на платной основе. Надо увеличивать выпуск кадров по рабочим специальностям на бюджетной основе! В системе высшего образования тоже критически мало бюджетных мест. К тому же дурную службу сослужила Болонская система, которая давала слабую подготовку по физике, математике и IT. Пора переходить на технических специальностях на специалитет. Ну и стоит заметить, что число вузов у нас сокращается. В конце 30-х годов в стране был 81 вуз, сейчас — 72 вуза. А индустриализация сейчас не менее актуальна, чем в 30-е годы», — заявил «НИ» зампред комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.

«На самом деле учиться на физфаке на специалитете очень сложно, на это уходит 5 с половиной — 6 лет, а после этого еще проблемы с трудоустройством», — рассказывает доцент физфака МГУ Андрей Ларичев.

Действительно, устроиться на работу по рабочей специальности не всегда просто. Ведь многие вузы и колледжи готовят достаточно узких специалистов.

» Экономист может пойти работать хоть в банк, хоть в ларек, а вот инженер по сверхточным приборам может работать только с этими приборами, которые есть не на каждом заводе. Он должен искать предприятие, где такое оборудование есть. Если работодатели, связанные с ВПК, будут работать с магистратурой и бакалавриатом, проблем с трудоустройством у выпускников не будет. Так что кадровый дефицит — это во многом претензии к самим предприятиям ВПК. Им необходимо самим предлагать темы курсовых и дипломных работ, быть руководителями по этим работам. Возможно, этот вопрос решит целевой набор. А так, ждать, что все побегут на инженерные специальности для ВПК, не стоит», — считает Виктор Болотов, академик Российской академии образования профессор ВШЭ.

Еще одна причина — для подготовки квалифицированного работника нужно соответствующее оборудование. Если раньше достаточно было токарных станков, то сейчас для подготовки специалистов-машиностроителей требуется дорогая современная техника, вплоть до обрабатывающих центров с возможностью программного управления. У региональных бюджетов, финансирующих основную массу организаций среднего профессионального образования (СПО), просто нет таких денег. Сложности с финансированием часто становятся основной причиной, почему регионы отказываются от подготовки специалистов среднего звена для машиностроения, считает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Физика и математика — нелюбимые предметы?

«Главная причина того, что инженерные специальности сейчас не выбирают все же в том, что профильную математику и физику на ЕГЭ сдают очень немногие абитуриенты. Это очень сложно. В школах не хватает нормальных лабораторий, учебников, учителей. В последнее время, правда, вузы начали открывать профильные лицеи, которые финансируются из бюджета региона. Еще один момент, который останавливает абитуриентов от поступления на инженерные специальности — это карьерная траектория. Места для инженеров есть, как правило, на государственных предприятиях, а там — невысокая зарплата. Ниже, чем в частном секторе», — считает профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Проблему со школьной физикой и математикой, которая не дает высокие баллы на ЕГЭ, называют многие эксперты.

«На специальности, которые требуют сдачи физики, математики, химии по ЕГЭ, традиционно мало поступают, эти предметы не популярны. К тому же физика для университетов и инженерных вузов разная. И чаще сдающие ЕГЭ по физике получают низкие баллы. Рынок труда в плане инженерных специальностей волатилен — одно дело работать на предприятии, которое использует традиционное оборудование, а другое, если предприятие работает с высокими технологиями. Человека, например, учат в вузе или колледже работать на одном оборудовании, а на деле на предприятии оно совсем другое», — говорит академик Российской академии образования Виктор Болотов.
«Выход — в расширении числа бюджетных мест на инженерных специальностях, целевой набор и повышение зарплаты на производстве. Она должны быть куда выше средней», — считает профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Стоит заметить, что сокращение бюджетных мест в вузах тоже не повышает популярности высшего образования. На сегодня в России 55-60% студентов учатся на платных отделениях, и всего 40-45% — на бюджете. Если государство хочет что-то менять — надо брать на себя ответственность. В том числе и материальную.

Подпишитесь