Posted 27 января, 07:42
Published 27 января, 07:42
Modified 27 января, 07:44
Updated 27 января, 07:44
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Британский журнал The Economist опубликовал данные по инфляции в России за последние 5 лет. Исследователи замерили 15 миллионов покупок, которые совершили россияне с 2008 года по 2023 год. На основании этих данных они рассчитали, что инфляция превысила официальную более чем в три раза.
По этой методике инфляция только за прошлый год превысила росстатовскую в три раза, а с начала СВО она чуть-чуть не дотянула до 60%.
Академик РАН Абел Аганбегян удивился таким расхождениям. Статистические методики во всех странах не сильно отличаются друг от друга. Международные организации пользуются данными Росстата, потому что и он использует международную методику.
— Все страны публикуют нашу инфляцию по нашим данным. Есть международная статистика. У нас средняя инфляция за последние 10 лет примерно 6% в год. Самой большой она была в 2015 году — 15,1%, — говорит академик.
Если бы инфляция за прошлый год была бы в три раза выше, то и реальные расходы снизились бы также в три раза. Потребление молока, мяса и других продуктов снизилось бы очень резко. Однако этого не произошло. Розничный товарооборот снизился бы также в значительной степени.
— Да, мы живём хуже, чем жили до этого, но это «хуже» на проценты, но не в разы. Поэтому, если инфляция отличается в три раза, инфляция — это потребительские цены, мы бы совсем иначе жили.
Вклад каждого товара и каждой услуги в общую инфляцию различен. Например, автомобили подорожали в среднем на 20%, что значительно выше инфляции в 7,4%. Однако удельный вес машин составляет 5-7% в общей инфляции.
В целом, все подорожало очень по-разному: образование, здравоохранение, продукты питания, авиабилеты.
— 41% инфляции за пять лет — реальная цифра. Это огромная инфляция, но и зарплаты в среднем выросли. Дополнительные пособия появились, пенсия индексируется. Общей индексации нет, но отдельным категориям государство индексирует, — объясняет Абел Аганбегян.
Может быть, инфляция за два последних года составила 30%, говорит академик, но 20% по Росстату и 60% по публикации — здесь явно кроется неточность.
Самое сильное падение доходов было зафиксировано в 2020 году из-за пандемии — средний доход составил 35 361 рубль. В 2021 году доходы немного подросли и превысили доходы 2019 года на 1%. В 2022 году доходы опять упали из-за СВО, а со второго квартала 2023 года они растут.
— У нас повышение зарплаты вынужденное из-за недостатка работников, нужно повышать, чтобы переманивать сотрудников. Кроме того, реальная зарплата считается по официальной зарплате, по данным Росстата. Но реальная зарплата примерно на 25% — 30% выше той, которая официальная. Предприятию невыгодно платить зарплату легально и указывать её в отчётности, потому что от этого зависят налоги и социальные выплаты. 43% нужно вычесть. 13% за счёт зарплаты людей и 30% — за счёт предприятия. Охота вам 30% от фонда зарплаты платить? Неохота! То есть, у нас зарплата платится больше, чем считается в расчёте реальной зарплаты.
Девальвация рубля за 5 лет значительно повысила цены на импортные товары. До пандемии курс доллара не превышал 70 рублей. В 2020–2021 годах российская национальная валюта подешевела до средних значений 72-73 рубля за доллар. Даже 2022 год дал среднее значение курса в 68 рублей за 1 американский доллар. Чудеса с курсом начались в 2023 году — российский рубль обесценился сразу в полтора раза — с 60 рублей до 90 рублей за доллар. Несмотря на то, что доля долларов и евро снижается в торговом балансе страны, тем не менее, половина импорта оплачивается именно в этих валютах.
— Доля импорта у нас сейчас намного меньше экспорта. Мы импортируем всё меньше и меньше. Девальвация рубля за эти пять лет повысила импортные цены в полтора раза. И юань у нас всё дороже стоит. Юань девальвирует рубль на 10% — 20%. Мы теряем не только на долларах, но и на юанях, — говорит академик Аганбегян.
Российские специалисты достаточно критично относятся к данным Росстата. Однако один показатель точно бы дал ответ, ошибается или нет Росстат. Речь идет о реальных доходах населения, и они не снизились. Абелу Аганбегяну в этом году исполняется 92 года, и он видел много исследований и очень много прогнозов:
— Уважаемые авторы предсказывают и конец света. Что они только не предсказывают. Крах мировой экономики. Сколько уважаемых экономистов предсказывало крах российской экономики от введения санкций? Счёта им нет. И очень уважаемые люди.
Но и прогнозам по инфляции в 4% от российских властей академик не верит — вряд ли нам удастся удержать рост цен на таком низком уровне.