Ирина Мишина
Последний случай потряс воображение не только степенью доверчивости наших сограждан, но и суммами, которые в обороте у телефонных мошенников. Жену бывшего губернатора Московской области Фаину Громову развели более, чем на 2 миллиона рублей. Мошенники напугали ее взломом Госуслуг.
Утром 23 января 63-летняя Фаина Громова — жена Бориса Громова, руководившего Московской областью в 2000–2012 годах — получила неприятный звонок. Фаине сообщили, что ее аккаунт на Госуслугах взломали, банковские счета под угрозой, а значит нужно скорее снимать деньги и переводить их на безопасный счет. Под руководством мошенников Фаина Громова съездила в Сбербанк, где сняла часть сбережений, а потом поехала в отделение банка Уралсиб на Тверской-Ямской. Громова успела внести 2 млн 250 тысяч рублей, но с остальной суммой вышла осечка, и тогда она обратилась к сотрудникам банка. К счастью, они догадались, что Громову обманывают и не дали ей перевести всю сумму. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
От потери всех денег Фаину Громову спас один из последних законов, который был принят в 2023 году: банки смогут замораживать деньги после подозрительных операций.
Схемы, по которым действуют телефонные мошенники, специалисты по кибербезопасности в последнее время группируют. Их надо просто запомнить.
— Одна из старейших мошеннических схем рассчитана в основном на пожилых. Это история с родственниками, «попавшими в беду». Звонящий эмоционально убеждает, что близкий человек стал виновником ДТП, попался с наркотиками, совершил правонарушение. Затем трубку передают якобы сотруднику правоохранительных органов, который сообщает, что «можно договориться» и либо дает номер счета, либо подсылает за деньгами посредника. По этой схеме мошенники выманивают до миллиона рублей.
— Еще один вид развода: человека убеждают, что на его мобильный телефон или на банковскую карту ошибочно перевели крупную сумму. В подтверждение приходит смс-сообщение о зачислении средств. Расчет идет на то, что жертва почувствует себя неловко и поспешит вернуть деньги, не вдаваясь в детали.
— «Звонок из Госуслуг». Вас оповещают о некоем письме, которое Вам должны переслать или о взломе вашего аккаунта. Затем вам присылают смс с новым паролем от аккаунта и получают доступ ко всем без исключения персональным данным, включая паспортные. Стоит иметь в виду, что сотрудники Госуслуг никогда не звонят людям, а в банках, в том числе в Сбере, физическим лицам не перезванивают
— Не менее распространен звонок от «сотрудника службы безопасности банка»: преступник сходу огорошивает заявлением, что с карты клиента прямо сейчас пытаются списать крупную сумму, и чтобы этого не случилось, надо назвать звонящему номер карты, CVV-код и код из СМС. Так аферисты получают доступ к денежным средствам клиента.
— «Поздравляем, вы выиграли в лотерею». Для прикрытия своих махинаций кибераферисты часто используют рекламные акции, лотереи или розыгрыши. Звонящий может представиться радиоведущим. Вначале он поздравляет с крупным выигрышем в лотерею, затем доверчивую жертву переключают на «сотрудника призового отдела», и тот уже разводит на личные данные.
— Популярный метод — «звонок из Центробанка». Чаще звонить пытаются через мессенджеры, чтобы вместо номера определялся аккаунт, на аватаре которого — российский герб, символика МВД или название организации. По телефону говорят, что кто-то пытается получить на вас кредит, и, чтобы не платить по чужим долгам, эти кредитные деньги нужно срочно забрать в отделении банка или перевести на «безопасный счет». Кстати, в 2021 году по такой схеме деньги потеряла сотрудница Федерального казначейства, контролирующая расходы из бюджета.
При помощи этих мошеннических схем за 2023 год злоумышленники пытались украсть у россиян 200 миллиардов кредитных денег. Не все попытки увенчались успехом, однако статистика все равно пугает: по вине телефонных мошенников в прошлом году россияне потеряли рекордные 14,2 миллиарда рублей. Причем не исключено, что в действительности дистанционным путем было похищено еще больше денег. «Это не все потери, потому что есть еще статистика МВД, — отмечают в МВД, — Нет официальных цифр, но неофициальные — порядка 100 миллиардов рублей».
Почему эти схемы действуют и при помощи каких приемов людей заставляют верить мошенникам?
Профессиональные психологи давно занимаются этим вопросом, и даже установили приемы и шаблоны, при помощи которых людей фактически «зомбируют». О них «НИ» рассказала психолог школы психологических практик «Психодемия» Кира Бахтина.
«Техник обмана существует множество. Иногда мошенники действуют по классической схеме „НПП“ — напугать, поторопить, пообещать. Работает ли это? Да. Особенно на наименее защищённых и впечатлительных. Но существует также ряд техник обмана, которое построены на НЛП. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) как направление в психологии призвано помогать человеку вносить в голову своего собеседника определенные мысли, которые позволяют поменять мышление и поведение.
С помощью НПП мошенники вызывают чувства вины, страха, доверия и так далее. Часто даже не одну эмоцию, а несколько — они нередко переплетаются. Существует также ряд техник обмана, которое построены на НЛП. Поясним: Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) как направление в психологии призвано помогать человеку вносить в голову своего собеседника определенные мысли, которые позволяют поменять мышление и поведение и добиваться тем самым поставленных целей», — рассказывает психолог Кира Бахтина.
При помощи каких принципов это достигают?
«- „Три „Да“. Это разгон ваших мыслей и речи собеседника в том направлении, где он на каждый ваш вопрос сможет ответить только „Да“, их должно быть три. Человек может впасть в некое подобие транса, в котором подействует тот самый закон инерции — четвертый ответ также может стать положительным.
Пример воздействия — дедлайн. Вам срочно необходимо сообщить код (три цифры), иначе с вашей карты будут сняты все деньги. И мы не успеем её заблокировать. Мозг не успевает обработать информацию за короткий промежуток времени, и этим умело пользуются мошенники.
— Страх. Собеседнику внушают, что он скоро может потерять свои деньги, или с его близкими произойдет беда. Человек — существо эмоциональное, поэтому при помощи голоса или специальной лексики говорящий воздействует на его чувства. Часто мошенники говорят: Вы же не хотите потерять всё, что у вас есть?»
— Еще один способ — использование мутной терминологии и странных слов. В совокупности с внушением страха это заставляет совершать необдуманные поступки.
Эффективность НЛП связана прежде всего с примитивизацией человеческой психики, стоит только выбрать уязвимый момент, и ты попал. Поэтому манипуляции действуют как на академиков, так и на офисных сотрудников», — рассказала «НИ» психолог школы «Психодемия» Кира Бахтина.
Психологи считают, что главная причина того, что люди верить мошенникам, в общем-то одна. Мы в 90% случаев живем и действуем на автопилоте. В наш «бортовой компьютер» — мозг — заложено несколько моделей программ поведения, между которыми мы переключаемся время от времени. Это переключение происходит под воздействием определенных сигналов.
«Обычный человек становится объектом манипуляций хорошо подготовленных людей. Работают телефонные мошенники чаще всего под руководством инструкторов, которые посвящают их в нюансы НЛП — Нейро-лингвистического программирования. Либо эти люди пользуются инструкциями по НЛП из открытых источников. Есть также специальные многочисленные курсы по НЛП. Действуют мошенники как правило в группе. Все их техники можно назвать ментальной войной. И главный принцип — массовость: в день мошенники обзывнеивают сотни людей, и кто-то один идет на их уловки», — считает психолог-социолог Александр Прудник.
Также, по словам психологов, причина в отсутствии у многих критического мышления. Как правило, это относится к пожилым людям.
«В экстремальной ситуации лишь у единиц срабатывает опция критического мышления. Людям же навязывают экстремальную ситуацию, и по сути не дают опомниться, то есть включить сомнение, осмысление, противодействие. А без рационального осмысления человек, как правило, только может подчиняться», — рассказал «НИ» психолог-социолог Александр Прудник.
Психолог Кира Бахтина дает несколько рекомендаций:
«Первый совет. Не торопитесь сразу следовать за „ведущим“. Остановитесь, если нужно, скажите, что Вам неудобно говорить. Попросите ещё раз спокойно объяснить ситуацию. Создайте паузу. Второй совет — обратитесь к человеку по имени. Тем самым вы начинаете „ломать скрипт“, ведь фокус с вас смещается на звонящего. Третье: проговаривайте, буквально повторяйте слова мошенника: » Правильно ли я понимаю, что вы мне говорите сделать это и то». Это опять же не только затормозит мошенника, но и поможет вам рационально обдумать происходящее».
Но главное — всегда помнить, что ни под каким предлогом нельзя сообщать кому-либо свои персональные данные, особенно пароли от личного кабинета, номера и PIN-коды банковских карт. Нельзя переходить по сомнительным ссылкам, особенно присланным в СМС с подозрительного номера. И еще, чтобы точно не нарваться на мошенников, следует игнорировать звонки с незнакомых телефонных номеров и сразу же пробивать их в любом из поисковиков в интернете. Информацию о номерах, которыми пользуются злоумышленники, собирают специальные сайты.