В конце 2023 года всю Россию потрясла брянская история, когда в одной из городских школ восьмиклассница устроила стрельбу из отцовского ружья. В результате бойни погибли двое учениц, включая нападавшую, несколько ребят получили серьезные травмы. Выяснилось, что девочку нещадно травили одноклассники. История стала резонансной, но она далеко не единственная.
Похожий инцидент произошел в 2019 году в Благовещенске: студент Амурского колледжа открыл стрельбу по однокурсникам, застрелил одного человека и серьезно ранил троих. Он выстрелил в себя при попытке полицейских обезвредить его. В ходе проведенного расследования выяснилось, что тихого скромного парня однокурсники не просто травили морально, но и избивали после уроков.
В начале прошлого года в подмосковных Химках произошла трагедия: 12-летняя ученица средней школы нанесла однокласснице десятки ударов кухонным ножом. Жертва нападения выжила, но ей предстоит ряд сложных операций и долгое восстановление. В числе причин, толкнувших ребенка на преступление, следователи назвали и травлю — мол, девочка просто отомстила своей обидчице, схватившись за нож.
Мстят подростки не только сверстникам и одноклассникам, но и учителям. в 2023 году под Ростовом произошел вопиющий случай: ученик девятого класса пришел в школу с ножом, чтобы отомстить учительнице по естествознанию за плохие отметки. Добраться до педагога ему помешали работники учебного заведения, которые получили ранения.
«Последние трагедии ничему не учат взрослых людей, — говорит врач и профессиональный медиатор, владелец сайта-блога „Анатомия мышления“, эксперт по заблуждениям Константин Мун. — Чиновники озадачиваются наличием в школах металлодетекторов и взвода спецназа для охраны стен школ, что является тупиком. Потому что алогично работать со следствиями и не обращать внимания на причины. Это как поставить полицейского к каждому гражданину».
По мнению Муна, основная причина засилья детских конфликтов берет начало еще с антинаучных установок, согласно которым «в любом конфликте всегда виновны обе стороны». Такой подход, считает эксперт, несколько снимает с руководителя коллектива моральную ответственность за конфликты и травлю человека, а это в свою очередь приводит к всеобщей безнаказанности.
«В любом конфликте всегда будет тот, кто виновен или виновен больше. Поэтому любой конфликт, связанный с насилием или издевательствами, необходимо не просто пресекать — так есть риск сделать его хроническим. Нужен полный разбор с наказанием виновных, а в идеале с поощрением тех, кто повел себя достойно. Например, встал на защиту слабого и так далее», — считает эксперт.
С этим утверждением согласна семейный психолог, психотерапевт Екатерина Пастухова.
«Феномен буллинга всегда был в любом коллективе школьников. Начаться он может даже в младшей школе. При этом травля может возникать не только среди детей, она может идти со стороны учителей по отношению к ученикам и, наоборот, от учеников по отношению к учителю. К сожалению, зачастую учителя и администрация школы равнодушно реагируют на буллинг, а ведь именно их решительное вмешательство поможет исправить ситуацию», — отмечает специалист.
Как правило, в том разборе полетов, который каждый раз происходит после очередной школьной трагедии с буллингом, всплывает извечный вопрос: кто в большей степени несет ответственность за школьника — педагоги или родители?
Эксперт в сфере молодежных движений Михаил Белов считает, что первостепенная роль в ситуации с буллингом ребенка должна все-таки принадлежать родителям.
«В первую очередь родителям важно установить доверительные отношения с ребенком и создать условия, чтобы он почувствовал себя в безопасности, рассказал о происходящем. Следует обратиться к педагогам в школе, сообщить о случаях буллинга и попросить их вмешаться. Идеальным решением также может быть контакт с психологом, который поможет ребенку справиться с эмоциональными трудностями и развить стратегии, чтобы покончить с травлей».
Основатель проекта «Россия без двоек» Владислав Ардан считает, что «родители родителям рознь». И если папа и мама ребенка не в состоянии увидеть и переломить кризисную ситуацию, то нужно подумать об альтернативе.
«Если ребенок страдает от буллинга, значит, в нем не сформирован внутренний стержень, который позволяет противостоять внешним угрозам», — говорит Ардан.
По словам специалиста, помочь в данном случае способен наставник — человек с успешным жизненным опытом, умеющий говорить с ребенком на одном языке. Это может быть как профессионал, так и просто человек из окружения, который в нужное время оказался в нужном месте, — тренер в спортивной секции, родственник (например, бабушка или дедушка), друг семьи.
«Важно вовремя увидеть этого человека и не упустить шанс получить от него помощь, когда речь идет о буллинге», — резюмирует Владислав Ардан.
Но даже если родители видят инертное отношение педагогов к школьным проблемам, то их все равно нужно поставить в известность о ситуации с буллингом, заявляет психолог Екатерина Пастухова.
«Необходимо сделать ситуацию видимой для учителей и администрации школы. Лучше лично донести до учителя информацию о том, как, в каком объеме, как часто ребенок подвергался травле со стороны одноклассников. Не бойтесь выбирать формат заявления на имя директора школы в том числе», — советует специалист.
Главная проблема состоит в том, что ребенок не признается никому в буллинге. Причин тому, как показывает практика, несколько:
Все это приводит к тому, что страдающий от буллинга ребенок замыкается и нарастающее напряжение в один день приводит к трагической развязке. Поэтому все психологи, как правило, в один голос говорят о том, что ребенку не под силу противостоять травле в одиночку.
Старший преподаватель кафедры киберспорта университета «Синергия», член Федерации психологов образования России Лилия Шувалова:
«Самостоятельно справиться с травлей ребенку обычно не под силу. В таких ситуациях необходима помощь родителей. Запомните, что травля — это не только про избиения и порчу имущества школьника, но также и про буллинг в соцсетях, мессенджерах. Нельзя оставлять ребенка один на один с этой проблемой, ведь в силу возраста он еще не обладает достаточными морально-волевыми и когнитивными ресурсами, чтобы самостоятельно организовать себе безопасное пространство».
Психолог, антикризисный терапевт, эксперт телеканала «Доктор» Елена Толстая.
«Справиться с буллингом самостоятельно ребенок не сможет. И без вмешательства взрослых здесь точно не обойтись. Но! Необходимо избегать советов наподобие „не обращай внимания“, „найди общий язык с обидчиками“, „поищи причины в себе“. Они заставят ребенка, подвергающегося буллингу, думать, что это с ним что-то не так, и он будет молчать о происходящем. Стоит помнить, что пассивное поведение взрослых равносильно одобрению агрессора и отказу в помощи жертве буллинга».
Прежде всего, нужно определиться, какие задачи вы как родители поставите перед собой в ситуации, когда необходимо пресечь все попытки буллинга в отношении своего ребенка.
Клинический психолог в «Псидваноль» Иван Капитонов, считает, что есть два пути решения проблемы.
«Если стоит задача просто избежать травли, то можно либо решить вопрос на уровне взрослых — например, поговорить с родителями детей, которые оказывают давление, либо перевести ребенка в другую школу. Если же стоит задача научить ребенка адаптироваться, то здесь помочь могут как родители, так и работа с психологом», — отмечает специалист.
Первое, что могут и обязаны сделать родители, — выслушать своего ребенка. Это уже позволит снять изолированность всех его переживаний, считает Иван Капитонов. Также специалист предлагает своеобразную очную ставку обеих сторон буллинга, но под наблюдением и в сопровождении психолога.
«Тот, кого травили, сможет почувствовать себя увереннее и научиться коммуницировать с обидчиками. А обидчики в свою очередь смогут рассказать, почему именно это делают, смогут рассказать о своих чувствах и посмотреть на свою жертву другими глазами», — советует эксперт.
Главная миссия родителей — это поддержка ребенка, считает психолог Елена Толстая. Нужно как можно чаще напоминать сыну или дочери: они не виноваты в буллинге, все поправимо, если действовать вместе с родителями. А вот чего делать категорически нельзя, по мнению Толстой, это устраивать разборки с детьми — ни при каких обстоятельствах.
«Возьмите ситуацию с буллингом под контроль. Договоритесь с родителями о совместных мероприятиях. Не пытайтесь подружить детей, но станьте наблюдателем того, что происходит между ними. Ваша задача не накалять обстановку, а разряжать ее», — говорит эксперт телеканала «Доктор».
Семейный психолог, психотерапевт Екатерина Пастухова приводит перечень советов, которыми необходимо воспользоваться родителям, чьи дети попали в ситуацию с буллингом.