Posted 25 января, 07:29

Published 25 января, 07:29

Modified 25 января, 09:54

Updated 25 января, 09:54

Вопреки здравому смыслу и закону: что ждет Лосиный остров после прокладки дороги

Вопреки здравому смыслу и закону: что ждет Лосиный остров после прокладки дороги

25 января 2024, 07:29
Фото: krasivoe-foto.ru
Лосиный остров — крупнейший в России национальный парк в черте города, может быть раздроблен автомобильной дорогой. Именно такие планы вынашивает администрация подмосковного города Королев. В новом подмосковном детективе разбирались «НИ».

Ирина Мишина

Лосиный остров — крупнейший лесной массив в Москве и самый большой среди лесов, находящихся в черте города. В нем обитают 38 видов млекопитающих, 160 видов птиц, в водоемах — 15 видов рыб. На территории «Лосиного острова» обитали 70 лосей, 300 оленей, 200 кабанов, 300 зайцев. Там встречаются также лисы, норки, белки, бобры и ондатры. Все это богатство теперь может оказаться на грани уничтожения. Причина — в планах, которые вынашивают власти Московской области и города Королев: прокладка двухполосной трассы прямо через национальный парк.

«Когда дома строили, о чем думали»?

Власти подмосковного Королева оправдываются, — дескать, к мысли о строительстве дороги через нацпарк их якобы сподвигло вызванное многочисленными пробками «социальное напряжение среди жителей». Действительно, въезды в город Королёв со стороны М-8 «Холмогоры» исчерпали свою пропускную способность, в «часы пик» трафик автомобилей превышен в 3 раза. По проекту, длина двухполосной дороги составит примерно шесть километров, плюс велодорожка и тротуар. Въезд с Ярославского шоссе по Водопроводной аллее (г.о.Мытищи), выезд на ул. Калининградская.

Жители Королева реагируют на план строительства по-разному. Из комментариев в в соцсетях.

Пользователь под ником МА пишет: «А когда дома строили о чем думали? Никаких дорог в Лосином острове быть не должно, это особо охраняемая территория, раньше думать надо было».

Николай замечает: «Да они после этого кусок от парка отрежут и тут же по-тихому его застроят».

«Плохой план. Как город застраивали — мозг не включали. И тут с этой дорогой не особо утруждались», — высказался пользователь АК.

И ведь новую двухполосную трассу называют не дорогой, а хитро: «реконструкция автомобильной дороги от трассы М-8 „Холмогоры“ по Водопроводной аллее до ул. Калининградская». На самом деле дорога, причем заасфальтированная там уже есть, но исключительно для пешеходов, а не для машин.

Засекреченный план

Вообще, в этой ситуации сразу несколько загадок. Проектируемой дороги нет ни в генеральном плане Мытищ, ни в генеральном плане Королёва. Упоминания о реконструкции внутренней дороги НП «Лосиный остров» тоже нет. Такой дороги нет и в схеме транспортного проектирования Московской области. Значит ли это, что дорога будет федерального значения? Возможно, реконструкция пройдет по тому же сценарию, что и для прокладки дороги через московский участок «Лосиного острова» к ЖК «Сказочный лес», тогда понадобилось лишь установить объект военной инфраструктуры недалеко от ЖК.

Собственно, и проектной документации на сегодня никто не предоставляет. Зато некоему НИИ «Экология» официально через Минприроды заказаны документы по Оценке влияния на окружающую среду реконструкции этой дороги (ОВОС). И вот тут начинается самое интересное.

С 15 декабря 2023 г. по 13 января 2024 г. администрацией г. о. Королев проводились общественные обсуждения предварительных материалов по Оценке влияния на окружающую среду объекта «Реконструкции автомобильной дороги от трассы М-8 „Холмогоры“ по Водопроводной аллее до ул. Калининградская в городских округах Мытищи и Королев» в целях устройства дополнительного въезда в г. о. Королёв. Материалы этой оценки были разработаны ФГБУ «ВНИИ Экология», учредителем которого является Правительство Российской Федерации. Некоторые выводы и заключения этого НИИ «Экология противоречат сами себе, а также здравому смыслу. Вот, например: „Специальных исследований по выявлению мест произрастаний представителей редких растений Мытищинского лесопарка не проводилось…. выполнение подобных исследований в целях проведения данной оценки воздействия, не представляется целесообразным“.

Или вот еще: «Площадь территории, на которой предполагается вырубка лесов при проведении строительства будет уточнена в дальнейшем».

Если специальных исследований не проводилось, а масштабы вырубки будут уточняться кого-то в будущем (видимо при самой вырубке или после нее), то какова ценность этого самого исследования? За которое, кстати, ВНИИ «Экология» обещали, по некоторым данным, немалый гонорар в несколько миллионов рублей. Причем, через структуру, ассоциированную с городским хозяйством Королева — «Автобытдор». Об сообщили источники исполнителя работ.

Интересы застройщика выше интересов нацпарка?

Да и к самой идее «реконструкции» дороги до формата полноценной двухполосной трассы, тоже немало вопросов. Местные жители выяснили, например, что планируемая дорога должна будет снизить транспортную нагрузку после ожидаемой застройки города Королева. Во всяком случае, интерес застройщиков в этой истории прослеживается явно. Сейчас в городе Королеве идет массовая застройка, и это многое объясняет. Планируемая дорога должна разгрузить узкие места от пробок. Но разгрузит ли?

«Строительство дороги должно принести социально-экономический эффект. Таким „эффектом“ может стать застройка вблизи новой дороги, на территории бывшего домостроительного комбината №160. Территория эта долгое время продавалась за 1 млрд рублей, но объявления сняты с публикации. Одновременно с подготовкой материалов по Оценке влияния реконструкции на окружающую среду (ОВОС) учредитель ГК Профи-Инвест, известный как застройщик ЖК Ривер-Парк в Королёве, учредил компанию „Профи-Королёв“, возможно она займется застройкой будущей территории. Мне известно, что застройщик уже работает над увеличением площади будущей застройки этой территории. Чтобы из нее элементарно выехать или въехать, и нужна будет новая дорога», — сообщил «НИ» журналист из города Королев, член ВООПИК Игорь Гришин.

Хотя вместо застройки Королева новым ЖК губернатором Московской области Андреем Воробьевым было обещано совсем другое. В 2015 году он в качестве одного из вариантов развития территории предложил организовать на территории ДСК-160 парк, а компания ПИК в 2017 году предложила передать территорию городу. Свое обещание она не выполнила. Но времена меняются, и планы застройки оказались, очевидно, более актуальными, чем парки, даже национальные.

Вопреки природоохранному законодательству и здравому смыслу

А теперь давайте задумаемся, какова цена, которую все мы заплатим в случае прокладки трассы по «Лосиному острову.

«Во-первых, это нарушение природоохранного законодательства. По закону дорогу через национальный парк можно проложить только в случае, если она соединяет населенные пункты внутри самого нацпарка. То есть надо будет менять природоохранное законодательство. Дополнительная нагрузка ляжет на рекреационную зону „Лосиного острова“, на лес, в котором так любят гулять люди. Пострадает заповедное ядро нацпарка — Яузские болота, любимое место отдыха жителей Мытищ и Королева. Пострадает и животный мир. Лоси, кабаны, олени не смогут мигрировать, они чаще будут попадать под колеса транспорта, к тому же мелкие животные будут погибать на раскаленном асфальте летом. И разумеется, шум от дороги будет пугать животных и сведет отдых людей на нет», — заявил «НИ» член комиссии по экологическому благополучию Общественной палаты РФ Антон Хлынов.

Стоит заметить, что «НИ» обращались и в городскую администрацию города Королев, и непосредственно к руководителю ГБУ ВНИИ «Экология» Даниилу Петровичу Путятину, но от разговора с нами они отказались. Напомним: именно ВНИИ «Экология» давало положительный отзыв на прокладку дороги через Лосиный остров. Бдительные граждане также стали подавать критические отзывы в рамках общественных слушаний. В итоге правительство Королёва получило 4,5 тысячи замечаний к проекту дороги. Но, как выяснилось на слушаниях, ещё 7 тысяч анонимов к прислали одобрение без замечаний. Кто в своём уме будет отправлять бланк на проект без замечаний — неведомо, но в Королёве таких нашли. А мнение 4,5 тысячи человек для подмосковных руководителей оказалось не важно. Формализм в головах чиновников победил реальность. Такое количество протестующих априори создает взрывоопасную ситуацию, и потенциально может довести ситуацию до «Химкинского леса».

Только если вырубать будут самый крупный лесной массив Москвы, защитников будет в разы больше.

"