Если раньше источником для познания мира для подростка была книга, то теперь ее заменил гаджет с выходом в интернет.
Директор по digital&social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов:
«Сегодня молодое поколение идет по пути наименьшего сопротивления. За счет того, что выход в интернет стал очень доступен, подростки любую информацию берут оттуда. Если раньше, например, чтобы написать реферат, нужно было дойти до библиотеки, взять там книги, погрузиться в них, то сейчас информация практически по любому вопросу есть в Сети. И усилий прилагать не надо».
Действительно, сегодня невозможно представить себе мир без интернета и социальных сетей. Примета времени породила такое явление, как блогинг. Изначально в этой идее нет ничего плохого: каждый человек, который хочет поделиться с миром своими знаниями, творчеством, увлечениями, впечатлениями, может открыть аккаунт в социальной сети и публиковать оригинальный авторский контент.
Но сегодня увлечение блогингом приняло совершенно непотребные формы. В эпоху всеобщей цифровой монетизации просмотры блогерского контента стали приносить прибыль, причем немалую. В стремлении заработать блогосферу пополняют все больше сомнительных людей, и стремительно растущее число подписчиков делает из них настоящих инфлюенсеров, то есть лидеров мнений. Априори инфлюенсеры влияют на большую аудиторию своих подписчиков, описывая свой быт, работу, развлечения, размышляя об актуальных проблемах или громких событиях.
«Дети заходят в телефон, листают ленту соцсетей и попадают в дофаминовую ловушку, когда уже не могут насытиться контентом, остановиться его потреблять, — продолжает Дамир Фейзуллов. — Контент собирает миллионы лайков и просмотров. Для подростков это становится своего рода бенчмарком. Ого, это набрало миллионы, значит, оно круто и популярно! Все остальное — писатели, художники, ученые — просто перестает существовать и иметь значение».
Любовь и интерес подростка к блогерскому контенту легко объяснить. Блогеры, как правило, люди, которые буквально демонстрируют свою жизнь в режиме онлайн. Это вызывает заинтересованность, любопытство. Многие подростки хотят наблюдать за тем, к чему сами не имеют доступа, к роскошной жизни, путешествиям, красивой одежде и пр. Контентом такого рода пестрит большая часть TikToka и «Инстаграма» (принадлежит корпорации Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России). «Где же тут негативное влияние?» — спросите вы.
Во-первых, как отмечают психологи, молодежь, глядя на красивую картинку и яркие образы, погружается в иллюзии и живет в них. Они могут сбивать с толку, навязывать чуждые желания, «смазывать» собственные цели — те просто начинают терять значимость. Некоторые подростки и вовсе под влиянием увиденного хотят во всем подражать своим кумирам и требуют у родителей все больше денег и материальных ценностей.
Эксперт в области педагогики и IT технологиях, преподаватель программирования и учитель информатики «Московская школа программистов» Кирилл Ситнов.
«Инфлюенсеры, как лидеры мнений, влияют на ориентиры современных подростков. В основном они являются продавцами „успешного успеха“. Вдохновляют своей дорогой картинкой, которая продвигается в социальных сетях. Роскошная беззаботная жизнь очень притягательна для подростка. Он хочет все это здесь и сейчас. В данном случае влияние происходит за счет личного примера. Они могут сподвигнуть подростков на: ставки, продажу инфопродуктов, продвижение личного бренда».
Подобное влияние опасно еще и тем, что происходит подмена авторитетов: в глазах подростка ценность представляют именно кумиры-блогеры, а не родители, педагоги, старшие родственники.
«Следование за публикой, за охватными инфлюенсерами и формирует мировоззрение, влияет на поведение школьников. Они начинают подражать им, повторять их действия, манеру речи, покупать только то, что берут они… Это и есть влияние. Дошло до того, что инфлюенсеры обучают, как зарабатывать деньги. Поэтому подростки бросают школы и пытаются стать блогерами. Сегодня ребенок ищет воспитателей не в лице родителей, а в лице блогеров и инфлюенсеров», — говорит о влиянии соцсетей специалист по цифровым и социальным медиа Дамир Фейзуллов.
Также специалисты просят не забывать, что инфлюенсеры зарабатывают деньги на рекламе чего-либо. И это могут быть не только товары сомнительного качества, но и продукты идеологии — и это далеко не всегда положительно влияет на неокрепшую подростковую психику.
Общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента Наталья Локтева:
«По тому, насколько легче стал ваш кошелек в результате деятельности инфлюенсера, вы можете понять, насколько он влияет на вашего ребенка. Кроме того, продаваемым товаром также могут быть идеи, нарративы, политические взгляды и прочее. Такая ситуация диктует простые решения — потакание аудитории, подлаживание под ее взгляды, ложь, агрессивность и навязчивость подачи. Такое влияние ведет к развращению аудитории, воспитанию инфантильных и зависимых от чужого мнения людей».
Как показывают исследования прошлого года, у 55% детей есть аккаунты в соцсетях. При этом 31% несовершеннолетних публикует на своих страницах свои фотографии и видеоролики, а 19% — творческий контент. Последних можно смело причислить к желающим стать блогерами, и их с каждым годом становится все больше и больше.
Подросткам не дает покоя слава Влада Бумаги, Кати Адушкиной, Миланы Хаметовой, Ани Покров и многих других. Их впечатляют миллионные гонорары, которые ежегодно публикуют такие организации, как АКАР (Ассоциация коммуникативных агентств России), АБА (Ассоциация блогеров и агентств).
С одной стороны, это, конечно, хорошо, потому что у ребенка есть цель, к которой он стремится и прилагает определенные усилия. С другой стороны, в случае успеха и растущих доходов подросток может растеряться и просто оказаться к этому не готов. Главное, чтобы в этот момент рядом оказались взрослые, которые подскажут, как грамотно распорядиться средствами — вложить в обучение, в технику, наем специалистов и пр.
Сегодня все идет к тому, что сфера детского блогинга будет развиваться еще более высокими темпами: готовится законодательная база, обучаются новые профессиональные кадры. Так, в прошлом году в американском штате Иллинойс был принят законопроект о защите доходов детей-инфлюенсеров, которым еще не исполнилось 16 лет, — определенный процент доходов от контента будет перечисляться на трастовый счет, пока юные блогеры не достигнут 18 лет.
Оградить детей от негативного влияния инфлюенсеров могут только родители, которые должны держать руку на пульсе ситуации, интересоваться, каким контентом увлечены подростки, замечать изменения в их поведении, появление новых личных вещей.
С детьми нужно все время разговаривать, отмечают специалисты. Ни в коем случае не критиковать кумиров подростка, но объяснять, откуда берется красивая картинка, есть ли у нее обратная сторона. Не приукрашено ли понимание о легком заработке, успехе, популярности?
Системный психотерапевт, клинический психолог и основательница академии сверхсознательного коучинга OMLINE Надежда Королева:
«Инфлюенсеры оказывают глубокое влияние на детей и подростков, формируя их представления о жизни и ценностях. Важно осознавать, что подростки, подражая тем, кто имеет на них влияние, стремятся не только к стилю, но и к образу успешной и счастливой жизни, что может повлиять на их самооценку. Родители и педагоги играют ключевую роль в формировании критического мышления, помогая подростку различать реальность и иллюзии, созданные в мире социальных сетей».