Ирина Мишина
Лифт — источник повышенной опасности и страхов многих россиян с детства. Некоторые даже признаются, что им снятся кошмары про лифт: он падает, застревает, с огромной скоростью несется вверх. Эти страхи нельзя назвать необоснованными, особенно в последние годы, когда дома строят быстро и не всегда качественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами дома.
Не стоит забывать и такой печальный факт: в России лифты обычно работают дольше своего срока службы, который составляет 25 лет.
Чаще всего жалобы на лифтовое хозяйство можно слышать от жильцов новостроек. Казалось бы, новые дома, новые лифты, все должно работать как часы. Но, увы, это не так. Застройщик стремится сэкономить на всем, в том числе и на лифтах. В итоге жителям высоких этажей приходится расплачиваться за красивые виды из окон ежедневным страхом за свою жизнь и жизни своих близких…
В среднем в России в год происходит около 30-40 аварий в лифтах, погибает 10-15 человек, травмируется — 30-40. Это очень относительная статистика, но она дает общее представление о масштабах проблемы.
Как сообщили «НИ» в Национальном лифтовом союзе, уже к началу 2025 года истекает срок службы около 100 тысяч лифтов в многоквартирных домах по всей стране. Замена примерно 45 тысяч из них не обеспечена финансированием. Для замены лифтов остается только этот год.
При этом многие лифты уже начали приходить в негодность, и это подтверждает статистика аварий.
Только за 2023 год произошло около десяти громких ЧП с подъёмниками. Самые резонансные случаи — в жилых домах:
— Лифт с подростком сорвался с 11-го этажа в Москве,
— В Краснодаре кабина рухнула с восьмого этажа,
— В Казани лифт тоже сорвался с высоты и остановился между первым и вторым этажами, сильно напугав людей.
Нельзя себя чувствовать в безопасности и в крупных учреждениях, и в торговых центрах. Так, в Самаре кабина слетела в торговом центре, в Перми в шахту упал лифт крупной больницы с 12 пациентами в кабине.
По данным федеральной статистической службы, из-за проблем с лифтами в России ежегодно страдают 10-12 человек.
Пользователи соцсетей постоянно жалуются на неисправность лифтов. Но поломки устраняют точечно. А ведь некоторым лифтам в домах — больше 50-и лет, и они еще помнят Брежнева…
Марина Ельцова пишет: «Это все нищие собственники квартир виноваты, даешь деприватизацию и жкх от 35000р!»
Пользователь под ником Norman замечает: «Опять коммунисты виноваты, что строили эти лифты не на века, а лишь до 2025 года».
Некоторые задаются вопросом — куда делись деньги, заплаченные за капремонт? Александр Ковалев замечает: «Посчитал, приблизительно конечно, одна парадная в 9 этажном доме за 10 лет заплатит больше 8 миллионов. Лифт стоит около трёх. Где деньги и лифты???»
Эксперты по поводу будущего лифтов настроены скептически.
«Я не уверена, что лифты к сроку износа, к началу 2025 году, успеют заменить, как это необходимо по нормативным документам. Думаю, срок их действия будут продлевать, но это не спасет подъемники от неполадок. Начнут рваться тросы, будут аварии. Думаю, это будет катастрофа, сравнимая с тем, что сейчас происходит в системе ЖКХ и теплосетей. Ситуация критическая. Сейчас все ищут пути выхода», — заявила «НИ» зампред комитета по ЖКХ Госдумы Светлана Разворотнева.
Проблема усугубляется ростом цен на лифты. В сметах по программам капремонта фигурирует более дешевое оборудование, но за последние два года оно стало дороже в 1,5 раза. Сегодня стоимость одного лифта оценивается в 3 миллиона рублей. В результате закупки приходится урезать. А на фоне массового перехода на более дешевые аналоги возник их дефицит.
В период с января по ноябрь 2023 года в России выпустили 24,9 тысячи лифтов. Но загрузка лифтовых заводов в РФ неполная. Это связано с тем, что застройщики зачастую выбирают азиатское оборудование и не перешли на полноценное обеспечение новостроек российскими лифтами.
«Ситуация с лифтами — серьезнее некуда, ведь речь о жизни и безопасности тысяч людей. Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам. Первая — это так называемый „общий котел“, когда несколько домов или целый регион копят общими усилиями деньги на замену лифтов, а меняют их по мере износа там, где лифты нуждаются в замене в первую очередь. Вторая схема — так называемые спецсчета. Как правило, эта схема действует в бывших кооперативах, в домах ЖСК, где все жильцы — собственники. Подрядчик или производитель лифтового оборудования берет в банке кредит, а собственники жилья потом за счет своих средств помогают его погасить. Но, как правило, это позволяет поменять в доме не все лифты, а только один. Вообще, лифтовики напрямую работают только с собственниками жилья. В некоторых регионах целиком действует система „общий котел“ — например, в Москве», — рассказала «НИ» председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.
Стоит заметить, что система спецсчетов действует в домах, которые не были включены в систему капитального ремонта. Такой механизм работает с 2014 года, но за это время ни один дом не сумел накопить даже на один лифт, учитывая, что их, как правило, несколько в каждом доме. Именно поэтому лифтовики и прибегают к займам в банках с тем, чтобы потом жители гасили задолженность.
Но ведь есть еще в ЖКХ и статья «капремонт», которая в том числе должна распространяться и на лифты. Так, в Москве минимальная ставка за капремонт — одна из самых высоких в РФ и составляет 25,58 руб. за 1 кв. м в месяц. В среднем по стране эта сумма составляет 10,12 ₽, и этого, как считают эксперты, очень мало.
«Средств на капремонт в регионах не достаточно. Выход — либо увеличивать эти тарифы, либо переходить на софинансирование из бюджета, как это уже начали делать в некоторых регионах, например, в Удмутрии. Опыт показывает, что без поддержки из федерального или регионального бюджета проблему не решить», — считает зампред комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева.
Проблема усугубляется ростом цен на лифты. В сметы по программам капремонта изначально закладывалось более дешевое оборудование, хотя за последние пару лет оно подорожало в полтора раза, что привело к сокращению его закупок.
«Замена лифтов должна быть завершена к февралю 2025 года согласно Техническому регламенту Таможенного союза. Вообще, предельная дата была установлена изначально до 2020 года, но Таможенный союз продлил сроки. Больше тянуть нельзя. Но я сильно сомневаюсь, что даже к началу 2025 года лифтовики смогут выполнить все свои обязательства. По крайне мере средств на счетах Фонда капитального ремонта для этого точно не хватит. В Минстрое на последнем совещании озвучили цифру: стоимость одного лифта — от 3 до 5 миллионов рублей. А заменить по стране за этот год надо 100 тысяч лифтов. 300 миллиардов взять неоткуда. Минфин, насколько я знаю, в субсидиях отказал. Прямого финансирования из бюджета тоже не обещают. Ситуация безвыходная», — заявил «НИ» первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
Но возможности региональных бюджетов и фондов капремонта обеспечивают ежегодную замену не более 20 тыс. лифтов, сообщили в Национальном лифтовом союзе. Тем временем, каждый год истекает срок службы еще у 10 тыс. лифтов…
«Выход либо в увеличении взносов на капремонт, либо в софинансировании с государственным и региональным бюджетом, — считает зампред комитета по ЖКХ Светлана Разворотнева. — И вопрос надо решать быстро на государственном уровне, потому что речь о жизни и безопасности людей».