Posted 24 января, 15:00
Published 24 января, 15:00
Modified 24 января, 15:00
Updated 24 января, 15:00
Данные статистики, приведенные в статье журнала «Экспериментальная психология», свидетельствуют, что социальными сетями в 2020 году пользовались более 3,6 млрд человек по всему миру. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году их число возрастет до 4,41 млрд человек. Интенсивный рост числа пользователей опережает накопление знаний о влиянии цифровой среды на человека. В частности, отдельных исследований требует проблема влияния интернета на подростков.
Психологов и родителей беспокоит тот факт, что у детей, которые много времени проводят онлайн, может развиться интернет-зависимость. Известно, что подростки легко поддаются чужому влиянию и через соцсети их легко склонить к антисоциальному поведению, что тоже не добавляет родителям оптимизма. Чтобы не позволить детям полностью потерять связь с реальностью, необходимо понять, что же так притягивает их в виртуальном мире и какое именно влияние он оказывает на формирующуюся личность.
Результаты социологического исследования, проведенного студентами СПбГУ при участии аппарата уполномоченного при президенте России по правам ребенка, показывают, что более половины подростков — участников опроса испытывают раздражение, когда долго не заходят в сеть. Что неудивительно, ведь для современного ребенка виртуальный мир важен ничуть не меньше, чем реальность. Можно сказать, что иногда социальные сети даже предпочтительнее: в реальном мире подросток переживает проблемы взросления, конфликты, трудности. Виртуальная реальность, в частности социальные сети наподобие «ВКонтакте» или Facebook, предлагает вместо проблем неиссякаемый поток позитива, мемов, коротких видео, красивых фото, что и заставляет ребенка «зависать» в них часами.
Проблему влияния социальных сетей на подростков прокомментировал Дамир Фейзуллов, директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner:
«Социальные сети привлекательны для подростков тем, что это простой путь к интересному контенту, который постоянно хочется посмотреть, потому что ты сразу получаешь заряд положительных эмоций».
В результате подросток, заходя в социальную сеть, например Facebook, Twitter или ВКонтакте.ru, попадает в так называемую дофаминовую ловушку. Что собой представляет дофамин? Это вещество, которое выделяется, когда происходит что-либо позитивное. Мозг фиксирует этот выброс как сигнал о получении удовольствия. В самом дофамине нет ничего плохого, но, если дать человеку возможность стимулировать его производство, мозг начнет искать всевозможные способы продлить состояние удовольствия. Один из самых простых способов — социальные сети. Листая ленту с мемами, подросток поддается влиянию дофамина и уже не испытывает желания переключаться на другие занятия, такие как занятия, чтение или прогулки.
В обычной жизни подросток окружен массой запретов, что он сам склонен расценивать как несправедливость и стремление взрослых ограничивать его. Нельзя грубить, цинично шутить, выражать слишком радикальные мнения, граничащие с оскорблением. В сети, где он может сохранять анонимность, эти запреты бессильны, что дает подростку ощущение свободы и раскованности. Часто неуверенные в себе, юные мальчики и девочки в сети стараются быть демонстративно «безбашенными», делать то, что вызовет уважение менее смелых сверстников.
О еще одной причине, почему социальные сети нравятся подросткам, рассказал Кирилл Ситнов, эксперт в области педагогики и IT технологиях, преподаватель программирования и учитель информатики «Московская школа программистов»:
«Соцсети — это витрина успеха. Подростки выкладывают туда самые яркие моменты жизни. Зачастую даже могут выставлять туда свою „не реальную“, а наигранную жизнь. Там они могут представиться кем угодно, и показать только самые яркие моменты жизни.»
Закомплексованность подростков толкает их примерять на себя чужой образ, быть в социальной сети не тем, кто они есть на самом деле. Еще более частый прием самоутверждения через взаимодействия в социальных сетях — приписывание себе определенных черт, которых нет на самом деле. Например, сделав фото в примерочной дорогого магазина и выложив его на Facebook или в Instagram, подросток демонстрирует, что у него есть стиль и достаток. Полученные лайки от друзей в сети — стимул к новым подобным фотосессиям.
Эксперт Наталья Локтева, общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента, дополняет:
«В социальных сетях можно получить быструю и наглядную реакцию одобрения в виде лайков и перепостов. В подростковом возрасте чаще, чем в других случаях, это даже приводит к зависимости от социальных сетей.»
В социальных сетях стеснительному подростку легче найти друзей. В группах и сообществах по интересам на Facebook не сложно познакомиться с людьми со схожими интересами, увлечениями, взглядами на жизнь и проблемами. Также доступ в интернет дает возможность следить за активностью своих кумиров — актеров, музыкантов, спортсменов на их страницах в социальных сетях. Подростка привлекает то, что ему удобно получать интересующую информацию из первых рук. Также ему интересно делиться тем, что происходит с ним самим, вступив в соответствующие группы в сети.
В подростковом возрасте влияние родителей отходит на второй план. Ребенку становится гораздо интереснее общаться со сверстниками в сетях, чем со взрослыми. На смену мысли «что скажет мама?» приходит «что скажет популярный парень/девушка из класса?». Поэтому подростку так важно утвердиться среди сверстников, знать, что они его поддерживают и одобряют его действия. Социальные сети представляют собой именно такое пространство, где подростки могут выражать свою уникальность, оказывать свое влияние на мнение сверстников и расширять круг общения.
Какое именно влияние это оказывает на подростков, объясняет Надежда Королева — системный психотерапевт, клинический психолог и основательница академии сверхсознательного коучинга OMLINE:
«Возможность делиться своими интересами в социальных сетях и получать мгновенную обратную связь создает чувство виртуальной близости. Для подростков, переживающих период формирования личности, это важный аспект, позволяющий им почувствовать себя востребованными».
Интернет оказывает на подростков двойственное влияние. С одной стороны, долгое пребывание в сети ослабляет связь с реальностью, мешает развитию коммуникативных навыков, сбивает режим сна, нарушает восприятие собственной личности. Есть риск, что подросток столкнется с нежелательным контентом, попадет под влияние сомнительных блогеров на площадках типа Facebook, которые ничему хорошему его не научат.
Однако, с другой стороны, есть и положительное влияние: социальные сети помогают подросткам реализовать себя, найти виртуальных друзей по интересам, зарядиться хорошим настроением и отвлечься от проблем. Кроме того, сеть — источник познавательного контента, что помогает ребенку расширять свой кругозор. Интернет полезен для самообразования, помогает заполнить пробелы в школьных знаниях.
Запретить подростку заходить в интернет, чтобы обезопасить от его влияния — не выход. Тем не менее родителям необходимо контролировать время, которое ребенок тратит на посещение социальных сетей и игровых серверов, а также следить за качеством и содержанием потребляемого контента.
Считается, что проще всего оградить ребенка от пагубного влияния интернета, воспользовавшись своим авторитетом родителя и просто поставив ребенку жесткие ограничения на использование соцсетей. На самом деле гораздо продуктивнее обсудить с ним эту проблему, объяснив, что интернет — это только часть жизни современного человека, а не вся жизнь целиком.