Posted 23 января, 08:57

Published 23 января, 08:57

Modified 23 января, 10:40

Updated 23 января, 10:40

Эксперты объяснили, как ребенок из-за гаджетов становится аутистом

23 января 2024, 08:57
Гаджеты могут оказывать влияние на эмоциональную саморегуляцию у детей, если они проводят перед дисплеем слишком много времени. Согласно данным Национального исследования детей США, проблема напрямую связана с развитием аутизма у малышей.

Ирина Лебухова

Зачастую родители дают ребенку гаджеты, чтобы высвободить немного времени для занятия домашними делами. Дисплеи смартфонов и планшетов при этом отвлекают детей от физической активности, практически исключают игры с воображением, а в некоторых случаях даже тормозят развитие эмоциональной саморегуляции, выяснили исследователи из Медицинского колледжа Дрекселя. Их работа опубликована в журнале JAMA Pediatrics .

Практически для всех групп детей, участвующих в эксперименте, гаджеты были напрямую связаны с риском сенсорной депривации — избеганием ребенка каких-либо ощущений. Атипичное поведение при обработке сенсорной информации может относиться к обширной области проблем со здоровьем, связанных с проведением времени перед экраном у маленьких детей, включая проблемы со сном, задержку речи, поведенческие проблемы и расстройства аутистического спектра.

Психиатр Карен Хеффлер указывает на опасность проявления аутизма:

«Эта связь может иметь важные последствия для синдрома дефицита внимания и гиперактивности и аутизма, поскольку атипичная сенсорная обработка гораздо более распространена в этих группах населения».

Что такое проблемы с обработкой сенсорной информации в раннем возрасте?

Родители замечают «странное», нетипичное поведение ребенка. Он непредсказуемо реагирует на банальные вещи и события. Например, речь может идти о панической реакции на шум, непереносимости яркого света. Даже одежда и обувь могут вызывать у такого ребенка истерику и страх. Походка может становиться неуклюжей, а спускаться и подниматься по лестнице — крайне непросто. Кроме того, отмечаются и трудности в мелкой моторике. Ребенку практически не под силу справиться с такими элементарными действиями, как застёгивание пуговиц.

Наиболее очевидные признаки проблемы с обработкой сенсорной информации:

  • крик и плач из-за испачканной одежды;
  • истерика при одевании;
  • слишком низкий/высокий болевой порог;
  • рассеянность, выражающаяся в том, что малыш все время врезается в предметы и людей;
  • попытки съесть несъедобное;
  • бесстрашие перед опасными ситуациями.

Резкие перепады настроения тоже можно считать одним из признаков атипичного поведения. Например, ребенок спокоен дома, но при попадании в незнакомое место или просто на улицу, он начинает кричать и плакать, проявлять страх. Опасение родителей должны вызвать и слишком долго длящиеся приступы гнева у детей, истерики, которые уже невозможно остановить простым игнорированием.

Чтобы выяснить, действительно ли имеет место сенсорная дезинтеграция и в каких чувствах, нужно обратиться к опросникам. Разработанные специалистами тесты градируются по возрасту, начиная с младенческого, и по системам. Должно быть диагностировано все восемь сенсорных ощущений. Специалисты, проведя анализ, выявят проблемы, причины и тип чувствительности.

Но ситуация может осложняться тем, что дети бывают как избегателями, так и искателями одновременно — смешанный вид сенсорных расстройств. На практике такие дети панически боятся одних ситуаций и абсолютно не видят опасности в других, пытаясь постоянно «испытать» свои чувства.

Как влияют на «сенсорность» детей дисплеи гаджетов?

Итак, результаты исследования показали, что дети, которые проводили больше времени за просмотром телевизора или гаджетов в возрасте до двух лет, с большей вероятностью будут испытывать проблемы с обработкой сенсорной информации до 3 лет. Причем эта вероятность растет с увеличением количества времени, проводимого перед экраном в день. Каждый дополнительный час ежедневного экранного времени был связан с 20%-м ростом вероятности повышенного поиска ощущений, сенсорной чувствительности и избегания ощущений в течение следующего года.

Для годовалых детей любое время, проведенное перед экраном в течение первого года жизни (в отличие от отсутствия вообще), было связано с повышением на 105% вероятности того, что позднее они будут демонстрировать высокое сенсорное поведение.

Для 18-месячных детей каждый дополнительный час экранного времени в день был связан с повышением на 23% шансов позднее к 33 месяцам продемонстрировать активное сенсорное поведение, связанное с избеганием ощущений и низкой регистрацией.

Ограничения

Многие эксперты предлагают оградить от экраном детей до двух лет, за исключением видеочатов в реальном времени, и ограничивать их примерно часом в день для детей в возрасте от двух до пяти лет. По мнению философа и психиатра из Университета Дрекселя Дэвида Беннетта, родители не должны сажать ребенка до двух лет перед ТВ, DVD или компьютером.

Ранее, напомним, врачи рассказали, чем опасны смартфоны для маленьких детей.

Подпишитесь