Posted 23 января, 07:32

Published 23 января, 07:32

Modified 23 января, 07:40

Updated 23 января, 07:40

На разговор с духами и богами: в Туве собираются открыть Академию шаманизма

23 января 2024, 07:32
Эта религиозная практика становится все более популярной в нашей стране, так что шаманы уже принимают участие в политических играх.

Иван Злобин

Академию шаманизма собираются открыть в Республике Тыва уже летом этого года. В ней слушателей станут обучать теории и практике шаманских знаний, сообщает ТАСС. Причем, в управлении Верховного шамана РФ сообщили, что это учебное заведение будет международным, поскольку изучение шаманских практик интересует не только россиян.

Шаманы вовсю участвуют в политике и даже — в экономике

Эксперты сочли эту новость вполне ожидаемой, поскольку шаманизм в России становится не только все более популярным, но и уже активно вмешивается в политическую жизнь страны. Так, осенью прошлого года глава кызылской религиозной организации шаманов «Адыг-Ээрен» («Дух медведя») Кара-оол Допчун-оол, провозглашающий себя ни много, ни мало, а Верховным шаманом России, провел в Москве специальное камлание в поддержку военнослужащих, принимающих участие в СВО.

Политолог Сергей Старовойтов считает, что шаманизм в той же Тыве может стать более эффективным инструментом пропаганды, чем местные СМИ, учитывая влияние шаманов на местных жителей: «Теперь главное понять, это наши шаманы или не наши, учитывая президентские выборы в марте и выборы в Верховный Хурал республики в сентябре.

Вообще этот возрастающий интерес к шаманизму как политической практике начался, думаю, с оппозиционного похода якутского шамана Габышева на Москву в 2019 году. Тогда политадминистраторы и заинтересовались шаманизмом как давним методом психосоциального воздействия.

Поэтому появление профсоюза тувинских шаманов — это как бы попытка государства взять под контроль слабоуправляемые, но могучие мистические энергии. Иногда это происходит в режиме карго-культа. Вспомните, как зовут главного сегодня патриотического певца».

Напомним, что якутский шаман Александр Габышев прославился в 2019 году тем, что начал пеший поход из Якутска в Москву под антикремлевскими лозунгами. Разумеется, силовики тогда прервали эту акцию, а также и все попытки Габышева провести повторную. В результате, шаман был признан сумасшедшим и направлен на принудительное лечение в одну из клиник Приморского края. В сентябре 2023 год тамошний суд отказался перевести Габышева в психиатрическую больницу общего типа.

Теперь же как видим, интерес к шаманам и шаманизму достиг и столицы нашей страны, и добивается тут успеха за успехом. Так, политолог Михаил Виноградов оценил с этой точки зрения павильон Хакасии на ВДНХ, увидев в нем акцент именно на шаманизме, а не на экономических достижениях этого региона: «…Ударить в бубен, предсказание от шамана, юрты, копии погребальных масок. Про эзотерику запомнит куда большее число посетителей, чем про Саяно-Шушенскую ГЭС — она вроде тоже где-то есть, но на фото в глаза не бросается».

Кем руководит Верховный шаман России?

Так что неслучайно тот же Кара-оол Допчун-оол не так давно призвал уравнять шаманизм в правах с другими религиями в России. Эксперты, правда, оценили это предложение скептически, поскольку шаманизм в разных регионах страны разный. Разные обряды, верования и каноны. И вообще, само слово «шаманизм» придумано европейцами для обозначения местных практик общения с духами предков, использующими состояние транса.

Более того, формально шаманизм и вовсе нельзя назвать религией, поскольку единой вероучительной системы у него нет, а есть набор практик, которые сконцентрированы на одном человеке — шамане. Известно, что в одной только Сибири форм шаманизма, порой радикально отличающихся друг от друга можно насчитать более десятка. Так что само понятие «Верховный шаман России» следует считать абсурдным.

Поэтому, когда российские власти призывают религиозных деятелей участвовать в воспитании молодого поколения россиян, то, по мнению экспертов, неизбежно возникает большой вопрос: как они собираются решать вопрос с религиозной составляющей в многоконфессиональной стране? К примеру, жителей мусульманских республиках начнут воспитывать муллы, в христианских — попы, в буддистских — ламы. А кто тогда займется атеистами? Или жителями Якутии, в которой шаманизм особенно развит? А если вспомнить про популярность шаманизма в той же буддистской Тыве? В общем, довольно странная получается картина. Интересно, как отнесутся к этому в РПЦ?

Подпишитесь