Posted 19 января, 07:26

Published 19 января, 07:26

Modified 19 января, 08:51

Updated 19 января, 08:51

«Верните запрет на экспорт»: транспортные компании заметили рост цен на топливо

19 января 2024, 07:26
Год только начался, а первые жалобы на дорогой бензин уже начались. Транспортные компании просят правительство вернуть запрет на экспорт топлива из России — бензин и дизель уже начали дорожать. Возможно ли повторение горячего лета 2023-го?

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

После аварии на заводе «Лукойла» в Нижнем Новгороде биржевые цены на бензин на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге начали свой рост. Цена на АИ-92 выросла на 2 тысячи за тонну с 40,29 тысяч рублей до 42,374 тысячи. АИ-95 также подорожала с 43,938 тысяч рублей до 45,562 тысячи за тонну. Кстовский НПЗ снабжает Москву и область. Если ремонт продлится несколько месяцев, нехватка бензина на рынке составит 200 тысяч тонн в месяц. Нижегородский бензин идет в столицу по трубе. Из других регионов придется поставлять по железной дороге, что повысит цену топлива. Минэнерго уверяет, что другие НПЗ страны могут без проблем увеличить выпуск и покрыть выпадение. Однако очевидно, что любое сокращение топлива внутри страны при ручном управлении может привести к нехорошим последствиям. Второго лета 2023 не хочет никто.

Главная проблема российских предприятий — высокие цены на топливо

ИНП РАН опубликовал данные мониторинга «Российские предприятия в конце 2023 года: восстановительный рост на фоне санкций, обострение дефицита рабочей силы и удорожание кредита». Несмотря на название, больше всего руководители предприятий в России озабочены высокими ценами на энергию, и не в последнюю очередь, на топливо. Если в апреле 2023 года указывали на проблему топлива 55,8% ответов, то в конце года эта цифра выросла до 66,1%. Все это указывает на то, что значимость фактора сильно выросла.

Транспортные компании превентивно начали обрабатывать правительство на предмет снижения цены. Они опасаются, что с отменой запрета на экспорт нефтяники немедленно увеличат поставки заграницу, и ценовая спираль снова начнет раскручиваться.

Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета Ассоциации «Надёжный партнёр», считает, что ситуация сейчас и прошлым летом кардинально отличаются:

— Уважаемые перевозчики начали пользоваться ситуацией и просить то, что совершенно не нужно. Ситуация, когда были проблемы с перевозками, когда был этап высокого спроса в летний сезон, когда проводятся сельхозработы, все люди поехали в отпуска, безусловно, данная мера — запрет на экспорт — была принята не сразу, а после достаточно долгой проработки, принесла свои плоды. Бездумно постоянно запрещать экспорт бессмысленно, потому что, в первую очередь, это бюджетонаполняющая статья дохода. Запретить экспорт, цены упадут, а в бюджет поступлений не будет.

Однако у наблюдателей на рынке ни тогда, ни сейчас не было сомнений, что ограничения экспорта топлива было введено, когда не вводить его было уже нельзя. Запрет стал экстренной мерой после того, как демпфер нефтяникам урезали вдвое, и чтобы компенсировать потери, трейдеры резко повысили продажи зарубеж. На внутреннем рынке топлива стало не хватать, и цены взлетели

Ручное управление ценами на топливо

Цены на топливо в России — вопрос не экономический, а политический. Население в нашей стране бедное, поэтому повышение внутренних цен до уровня мировых приведет к социальному недовольству. Да и рост промышленности напрямую завязан на дешевую энергию.В определенной степени, ситуация в России напоминает положение дел в Германии. Когда туда поступали российский трубопроводный газ и российская нефть, рост экономики был гарантирован. Теперь дешевой энергии в Германии нет, но нет и роста. Этого российские власти допустить не могут, поэтому правительство будет субсидировать внутренние цены за счет внерыночного регулирования.

— У правительства нет возможности опираться только на рыночные механизмы, поэтому какое-то вмешательство было всегда. С 1993 года цены на нефтепродукты либерализованы, они рыночные, но всё это время действуют те или иные механизмы регулирования. Они, в основном, носят ручной характер, не очень постоянно, механизмы видоизменяются. Совсем от них отказаться в наших условиях вряд ли возможно, — считает Директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Дмитрий Гусев также считает, что вопрос по дерегулированию даже не стоит в повестке дня — российские потребители не готовы платить мировые цены. Поскольку экспортная цена на бензин и дизель будут и в будущем превышать российские внутренние, государство будет вручную регулировать рынок не раз и не два.

Нефтянка — транспортникам: на себя посмотрите

О претензиях транспортников к нефтяной отрасли хорошо известно. Однако и нефтянка может задать немало вопросов тем, кто жалуется на высокие цены на топливо. Главный из них — что делают предприятия транспорта, чтобы сократить свои затраты?

— Коллегам нужно самим что-то сделать, чтобы снизить свои затраты, а не просить, чтобы государство за них всё сделало. Может, государство должно их всех национализировать, и проблем не будет с автоперевозчиками? Если они не могут выстроить свой бизнес теми инструментами, которые есть, они не снижают издержки, то почему издержки должны компенсироваться государством или другими отраслями, — задается вопросом Дмитрий Гусев.

Как один из вариантов предлагается перевести автопарк с дизеля на газ. Сейчас дизель стоит 60 рублей, а метан — 20 рублей. Газпром предоставляет бесплатно услугу по переоборудованию автомобилей под метан. Транспортники, по мнению эксперта, недостаточно активно используют варианты хеджирования рисков, как это принято, например, в топливной промышленности. И самый главный вопрос — если цены действительно остановят, смогут ли они прогарантировать, что цены на их услуги останутся стабильными? Таких гарантий от транспортной отрасли не поступало.

Все может повториться

Цена на бензин и дизель растет не только на бирже, но и на заправках. Такая тенденция наблюдается с середины декабря. Дизель в Москве стоит 64 рубля за литр, в Волгограде — 62 рубля за литр. АИ-92 снова перешагнул отметку 50, а АИ-95 приближается в среднем к 55 рублям. Везде рост цен на топливо значительно опережает инфляцию.

Ключевая проблема российской экономики — разрыв между внутренними и внешними ценами в пользу последних — остается, говорит Алексей Белогорьев:

— Экспортная перспектива и в 2024 году, и во все ближайшие годы останется более привлекательной, чем поставки на внутренний рынок. Всё будет зависеть от того, насколько правительство будет готово поддерживать механизмы компенсации. Учитывая, что у нас практически свободный рынок, если не вводятся ограничения, как это было осенью, компании сами определяют, куда они поставляют нефтепродукты.

Невозможность отказаться от низких цен внутри страны приведет к новой нестабильности. Цена на бензин и дизель как была, так и останется политической. Поэтому повторение прошлого года возможно. В этом нет никаких сомнений.

Подпишитесь