Posted 19 января, 07:31

Published 19 января, 07:31

Modified 19 января, 19:41

Updated 19 января, 19:41

Оскорбил учителя? Придется заплатить крупный штраф

Штраф за оскорбление — 500 тысяч: проблемами травли учителей займутся в Кремле и СПЧ

19 января 2024, 07:31
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС / ТАСС
Оскорбил учителя? Придется заплатить крупный штраф
Правительство и Совет по правам человека обязали разработать предложения по защите чести, достоинства и репутации российских учителей от возможных нападок, в том числе в соцсетях. За это хотят даже предусмотреть штраф. Что на самом деле может защитить российских учителей?

Ирина Мишина

Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода предложила установить ответственность за распространение информации, подрывающей статус учителя, по аналогии с наказанием за дискредитацию армии. В частности, она предложила штрафовать за публикацию в интернете сюжетов и комментариев, порочащих достоинство педагога. Согласно п. 1 ст. 20.3.3 КоАП о дискредитации Вооруженных сил, гражданам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, должностным лицам — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, юрлицам — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Примерно столько должны будут платить обидчики учителям.

Как это все будет работать?

Механизм защиты от травли учителей на практике может реализовываться несколькими способами. Например, с помощью информационной системы, которая будет собирать и обрабатывать данные о нарушениях. Есть и более простой вариант — о таких постах в социальных сетях будут сообщать люди, в том числе родители и ученики.

Тем временем, некоторые школы уже принимают Кодексы взаимодействия учащихся с преподавателями.

Неуважаемая профессия

Инициативу штрафов за оскорбление учителей поддержал и президент. Об этом говорится в тексте поручения, которое размещено на сайте Кремля.

Члены СПЧ пока хранят молчание по поводу своих инициатив.

«На сегодня речь идет о концепции — как защитить учителей и какими средствами. Пока идет обмен мнениями. Вопрос о штрафах решим, когда поймем, как пресекать травлю учителей», — рассказал «НИ» член временной рабочей группы по вопросам образования СПЧ Ян Власов.

Проблемой травли учителей озадачились и в Госдуме. Законопроект против буллинга в школах депутаты могут внести уже весной этого года. Пока что эксперты рассуждают о мерах ответственности для родителей, чьи дети занимаются травлей. Первое заседание рабочей группы по разработке этого законопроекта уже состоялось 16 января.

По озвученной статистике, под травлю подпадают 57% детей и 70% учителей, и только 0,3% пострадавших обращаются в правоохранительные органы.

Действительно ли педагоги настолько подвержены буллингу в школах?

Последний скандал всероссийского масштаба, связанный с учителями, произошел в Калуге. Там учительница географии ударила ученика, который пользовался на уроке телефоном.

Это видео набрало миллионы просмотров в соцсетях. Однако, когда начали разбираться, выяснилось, что педагог на самом деле пользуется уважением у детей и родителей, а ситуация со смартфоном на уроке не такая уж и однозначная. Об учителе отзываются как об опытном педагоге с высокими профессиональными навыками. Дети знают её как человека корректного, терпеливого и отзывчивого. В этом случае — что называется, довели человека.

Очевидно, речь тут о взаимном уважении учителей и учеников. К сожалению, это именно то, что в последнее время безвозвратно ушло из нашей системы образования.

Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, ученики дразнят почти 80% учителей. Каждый второй педагог получал угрозы, а 15% опрошенных признались, что дети били или плевали в них. Вместе с тем 70% учителей признались, что подвергались травле в школе.

«Я была для них развлечением, лекарством от скуки»

Таких случаев, к сожалению, немало описано на образовательных платформах и в соцсетях.

Большой резонанс вызвал, например, случай описанный в «Меле» учительницей английского языка. Сначала ученики 10-го класса издевались над ее телосложением, называя «жертвой фастфуда». Учительницу снимали на телефон и пересылали фото друг другу, обрабатывая в какой-то программе и подрисовывая смешные детали. В конце концов учительницу разыграли, начав переписываться с ней в соцсетях от имени некоего молодого человека, который пригласил учительницу на свидание, но туда не пришел. Это обсуждал весь класс.

«Я была для них развлечением, лекарством от скуки», — пишет учительница, которая в конце концов уволилась из школы и «с отвращением» вспоминает время, когда там работала.

Директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург подобные истории называет старой и вечной проблемой, которая в последнее время, к сожалению, все чаще заканчивается увольнением учителей или их уходом из школы.

«Недавно в одной из школ Екатеринбурга ученик закурил на уроке, учитель вывел его в коридор, но родители устроили скандал и даже пожаловались в правоохранительные органы, заявляя, что учитель якобы нарушил право ребенка на образование. Еще в одной школе родители настояли на увольнении учительницы английского языка, которая выиграла соревнования по плаванию и сфотографировалась после этого в закрытом купальнике. Документ, который регулировал бы взаимоотношения учителя и родителей, учителя и детей безусловно нужен. Много говорят о Договоре мужду родителями и школой, но юридическая ценность этого документа нулевая. Родители сегодня по факту ни за что не отвечают. Также, как и дети», — говорит директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург.

К сожалению, бывают и случаи физического издевательства над учителями. Так, Максим Я., выпускник, пишет: "Была у нас учительница английского: за пятьдесят, низкого роста, щупленькая, с крашеным ярко-рыжим пучком, абсолютно безобидная. Однажды прямо на уроке ей высыпали на голову мусор, потом зажали в углу шваброй. Но в основном ей срывали занятия: не выполняли задания, ходили по кабинету, не обращали на нее внимания, а она пыталась продолжать вести урок. Никаких собраний по этому поводу не было, она, кажется, даже никому не жаловалась. Потом уволилась».

Но бывает, когда учитель выходит из себя, и все заканчивается, как в калужской школе, где учитель подняла руку на ученика. Татьяна Лескова из Хабаровского края сейчас ждет решения суда. Воспитатель начальных классов избила второклассника, его друзья сняли это на видео. Обвинительное заключение по делу в ближайшее время направят в суд. В интернете создана петиция с просьбой оправдать педагога, собрано больше 3500 подписей. Лескова признавать вину отказалась. По словам сотрудников школы, в которой произошел инцидент, ребенок был неуправляемым, бил учеников и педагогов.

«Общественный договор»

На самом деле практически во всех школах созданы Управляющие советы, которые по идее должны регулировать отношения учителей и учеников. Но фактически они не работают — их существование формальное.

«На сегодня есть набор документов. Какое-то время назад в школах, например, была предусмотрена медиация как способ разрешения конфликтов. В Управляющих Советах школы есть Конфликтные комиссии, куда по идее можно обратиться. Но все это только на бумаге. В разных школах пытаются создавать разного рода „общественные договоры“ родителей с администрацией, но все это тоже не работает. Для начала надо разобраться со всем этим и заставить работать. Я считаю, что новые меры по штрафам за оскорбление учителя — это просто заигрывание и стремление показать „вот, как мы заботимся об учителях“. На самом деле нужно наладить работу управляющих советов, конфликтных комиссий и медиации. Новые структуры ничего не решат», — считает учитель из Нижегородской области, член межрегионального профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.

Действительно, за последнее время было выпущено огромное количество подзаконных актов, которые касаются школы. Законы о защите чести и достоинства учителей, о запрещении детских видеосъемок на уроках, а также о тотальном запрете использования учениками гаджетов на уроках. В частности, предлагается сдача телефонов охранникам или классным руководителям в начале учебного дня на весь период дневного обучения…

Фактом остается и то, что школа стала символом формализма. У учителей зачастую нет ни времени, ни желания что-то исправить и начать относиться к детям с душой.

«С родителями надо вступать в диалог. Например, мы в нашей школе устраиваем открытые уроки для бабушек и дедушек, которые чаще всего занимаются воспитанием детей, пока родители работают, — рассказывает директор школы 109 Москвы Евгений Ямбург. — Родительские собрания давно устарели, превратившись в формальное действо, и мы проводим индивидуальные консультации, учитывая особенности ребенка. Есть и зарубежный опыт. Например, в американских школах все конфликтные вопросы рассматривают в присутствии так называемого „канцлера“, который выступает третейским судьей. Не надо забывать и об Управляющем совете, и делать его не формальным, а работающим органом. Но главное — это „святая наука услышать друг друга“.

Главное — это не создать формальный орган, который будет отслеживать травлю учителей в сетях, а положение педагога в школе. Не лучше ли позаботиться об учителе, сняв с него нагрузку в 30 или больше часов в неделю, избавив от бесконечных отчетностей, чтобы он мог спокойно учить детей и быть уважаемым человеком, а не низкооплачиваемым сотрудником, который едва сводит концы с концами?

"