Свои мнением и рекомендациями поделились: врач, психосоматолог, нейропсихолог, автор книги «Психосоматика: тело говорит» Екатерина Тур, старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления (ФГБОУ ВО ГУУ) Пётр Тазов, старший преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия», член Федерации психологов образования России Лилия Шувалова, а также, а также научный редактор канала «Наука» Иван Семенов.
Прежде чем попытаться отучить ребенка от телефона или компьютера, нужно понять, что зависимость от гаджетов появляется у ребенка не сразу. Сначала он может время от времени заходить в соцсети, но постепенно становится одержим и уже не может провести и часа, чтобы не проверить лайки и сообщения, не полистать ленту и не зайти на страничку к друзьям.
Длительное пребывание за компьютером или гаджетами не всегда означает зависимость. Поведенческое расстройство можно констатировать тогда, когда ребенок теряет контроль над тягой к соцсетям и перестает видеть границы между реальным и виртуальным миром. Зависимого человека отличает огромное количество друзей в соцсетях и постоянные попытки расширить этот круг знакомств, беспрерывное общение на форумах и чатах, большой объем переписки. В этом случае надо принять все меры, чтобы отучить ребенка от зависимости.
У вашего ребенка зависимость от гаджетов, если он:
Екатерина Тур объясняет зависимость от соцсетей так:
«Нейропсихология подтверждает, что взаимодействие с социальными сетями может привести к зависимости от них. Отучить от этого очень сложно. При использовании социальных сетей у человека активизируются нейронные цепочки, связанные с получением удовольствия и удовлетворения. Именно эти механизмы ведут к формированию привычки и зависимости от социальных сетей. У детей эти механизмы работают особенно интенсивно, что может оказывать негативное влияние на их развитие и здоровье. Поэтому важно вовремя отучить школьников от компьютерной зависимости».
Психологи отмечают, что чаще всего зависимость от соцсетей проявляется у подростков. В этом возрасте гормональный фон нестабилен, что нередко вызывает неуверенность в себе. Виртуальное общение помогает подросткам преодолеть свою неуверенность, доказать свое превосходство, получить признание и создать идеальный образ себя.
Отучить подростка от компьютерной зависимости можно, установив ее причину. Частые причины подростковой зависимости: попытки отстраниться от реальности из-за проблем во взаимопонимании со сверстниками, застенчивость, агрессия и троллинг со стороны сверстников.
У школьников младшего возраста зависимость от соцсетей можно заметить редко. Если же младшеклассники начинают заменять гаджетами все другие занятия, то это говорит о несформированной саморегуляции ребенка — нарушении способности управлять своим поведением и эмоциями.
Это может случиться на фоне стресса (например, при частых ссорах родителей, смерти близких), при излишней опеке родителей либо же, напротив, при недостатке внимания со стороны близких. Отучить детей от зависимости в этом возрасте легче — достаточно проводить с ними больше времени.
Пётр Тазов сравнивает социальные сети с «виртуальным аттракционом» по получению гормона удовольствиям — домафина:
«Взяв в руки телефон школьник оказывается перед выбором — получить „быстрый“ или „долгий“ дофамин. Быстрый связан с просмотром развлекательных роликов, а долгий — в том числе с чтением книг. Оценки, лайки, комментарии к фото и видео пользователей вызывают прилив дофамина. Заходя в сеть у многих школьников уже сформированы гедонистические поведенческие установки и выбор часто оказывается не в пользу книг. Поэтому книгам сложно конкурировать с более легким и развлекательным контентом».
По наблюдениям психологов, чаще всего зависимость от гаджетов выявляется у детей трудоголиков — родителей, которые редко находятся дома и мало проводят времени с детьми. При этом тяжелее всего отучить от интернет-зависимости подростков 12–15 лет.
Цифровая гигиена — это важное понятие, которое становится все более актуальным в современном мире. Психолог Лилия Шувалова отмечает, что широкое распространение цифровых технологий и медиа делает доступным для человека огромное количество информации. Взрослые и дети на фоне непрекращающегося мощного медийного шума постоянно пребывают в состоянии информационного пресыщения.
“Все это может вызвать стресс и пагубно сказываться на ментальном и социальном благополучии. Поэтому цифровая гигиена — это уже не просто система рационального потребления информации в условиях цифрового общества, позволяющая сохранить здоровье и самоидентичность, а и один из наиболее необходимых навыков, обеспечивающих общую выживаемость организма», — комментирует эксперт.
Нейропсихолог Екатерина Тур объясняет, что без этого понимания невозможно отучить школьников от компьютерной зависимости. Особенно важно обращать внимание на цифровую гигиену у школьников, так как их активность в онлайн-пространстве с каждым годом только увеличивается. Но что же такое цифровая гигиена и почему она так важна?
Цифровая гигиена, по словам психосоматолога, это набор правил и рекомендаций, которые помогают поддерживать здоровое и безопасное использование цифровых технологий. Если не соблюдать этот баланс, отучить ребенка от интернет-зависимости будет нелегко. Цифровая гигиена включает в себя не только физическую безопасность, но и психологическое благополучие. Ведь цифровые технологии могут оказывать негативное влияние на развитие детей, как физически, так и психологически.
Почему знание цифровой гигиены для школьников важно, объясняет Пётр Тазов:
«В условиях цифровой среды, в Интернете у человека формируется особое состояние „виртуального Я“ благодаря отсутствию „телесности“. Для школьников риски еще выше — собственная личность еще не сформировалась, а поведение в сети кажется не совсем реальным. При этом, критическое мышление тоже подчас не сформировано. Все это способствует большей внушаемости и как следствие -рискам — формированием ложных убеждений установок через манипулятивные техники. Поэтому так важно приучать школьников к цифровой гигиене — формировать критическое мышление, учить методам выявления контента, способного причинить психоэмоциональный вред».
Научный редактор канала «Наука» Иван Семенов выражает согласие с коллегами и подчеркивает, что в современном цифровом мире, полном удобств и возможностей, угроза киберпреступников всегда под рукой. Одной крупной утечки данных может хватить, чтобы разрушить вашу онлайн безопасность. От слабых паролей до использования биометрических данных для доступа к банковским приложениям, угрозы подстерегают нас на каждом шагу.
Чтобы обезопасить себя, Иван Семенов советует:
Соблюдение этих простых мер безопасности поможет вам оставаться защищенными в цифровом мире, заключает эксперт.
Единого плана, как отучить ребенка от интернет-зависимости, не существует. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на обстановку в семье и школе — корни проблем подростка чаще всего находятся в его ближайшем окружении.
Но если компьютерная зависимость уже сформировалась, то отучить ребенка от гаджетов самостоятельно будет невозможно. В этом случае лучше обратиться к психологу.
Екатерина Тур напоминает, что основной целью цифровой гигиены является создание здорового баланса между виртуальным и реальным миром, чтобы ребенок мог развиваться полноценно и успешно адаптироваться в современном обществе.
Поэтому, чтобы отучить школьника от компьютера, важно обращать внимание на цифровую гигиену и обучать школьников правильному и безопасному использованию цифровых технологий. Только так мы сможем подготовить их к жизни в современном информационном обществе.
Нейропсихолог предлагает несколько стратегий, которые помогут отучить ребенка от слишком интенсивного использования социальных сетей.
Отучить ребенка от соцсетей и гаджетов поможет совместная разработка правил использования социальных сетей. Ограничьте время, которое ребенок может проводить в социальных сетях, и установите четкие границы, когда их использование запрещено, например во время уроков или перед сном.
“Заранее оговаривайте время за экраном и соблюдайте его всей семьей. Начните с простого, с запрета сидеть со смартфоном в руках за столом или в уборной», — советует Лилия Шувалова.
Поскольку одной из причин, почему дети проводят много времени в социальных сетях, является отсутствие других интересов и занятий, предложите им альтернативные способы проведения свободного времени. Отвлечь подростка от соцсетей и отучить его от виртуального мира помогут занятия спортом, чтение книг, рисование или занятие музыкой.
Родители играют важную роль в формировании привычек детей. Если вы сами часто используете социальные сети, ребенок будет склонен повторять ваше поведение и отучить его от компьютера будет непросто. Поэтому важно быть осознанным потребителем социальных медиа и не злоупотреблять их использованием.
«Очень важен личный пример. Помните, что мы являемся для них образцом и ориентиром, даже если они отрицают это в период подросткового бунта», - рекомендует Шувалова.
Одна из основных проблем, связанных с социальными сетями, — это распространение фейковой информации и негативного контента. Отучите ребенка принимать всё на веру, объясните, что необходимо самому искать информацию и проверять ее достоверность. Обсуждайте с ним случаи, когда люди могут использовать социальные сети для манипуляции и влияния на мнение других.
“Проговаривайте правила безопасности в социальных сетях и регулярно мониторьте список друзей. В некоторых случаях причиной слишком долгого времени проводимого в социальной сети может быть общение с людьми, которые что-то хотят от ребенка или манипулируют его сознанием, пользуясь возрастом и неопытностью», — отмечает психолог.
Чтобы отучить подростка от компьютерной зависимости, чаще разговаривайте с ним о том, какие впечатления и эмоции он получает от использования социальных сетей. Помогите ему осознать, что настоящие отношения и реальная жизнь важнее виртуального мира. Поддерживайте его интересы и хобби, укрепляйте его самооценку и доверие к себе.
“Понаблюдайте, есть ли у ребенка друзья в реальном мире, а затем спросите, есть ли они по его собственному мнению. Иногда бывает, что дети буквально сбегают в мир социальных сетей, так как их не принимают одноклассники и ровесники», — сообщает Лилия Шувалова.
Екатерина Тур рассказала, что одной из важных составляющих цифровой гигиены является нейропсихология — область, изучающая взаимосвязь между мозгом и поведением человека. Исследования в этой области показывают, что длительное и непрерывное использование цифровых устройств может негативно сказываться на развитии мозга у детей.
Надо постараться отучить школьника от компьютерной зависимости, поскольку постоянное воздействие яркого света экрана, быстрая смена информации и многообразие стимулов могут привести к перегрузке мозга и снижению когнитивных способностей.
Одним из важных правил цифровой гигиены у школьников, подчеркивает нейропсихолог, является ограничение времени, проводимого за экраном. Чтобы отучить ребенка от постоянного пользования гаджетами, рекомендуется устанавливать определенные временные рамки и контролировать их соблюдение. Кроме того, необходимо поощрять детей к занятиям физической активностью и настольными играми, чтобы сбалансировать время, проводимое в онлайн- и офлайн-среде.
С медицинской точки зрения отучить ребенка от зависимости помогут следующие ограничения по использованию компьютеров и телефонов:
Зависимость от гаджетов у детей специалисты сравнивают с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость проявляется физическими нарушениями, то на последней стадии может привести к суициду. Поэтому важно отучить подростка от зависимости сразу же, как только вы обнаружили первые ее признаки: отсутствие интереса к окружающему миру и друзьям, снижение аппетита, нарушения сна и когнитивных способностей, снижение сопротивляемости к инфекциям.
Отучить ребенка от гаджетозависимости необходимо и из-за соображений безопасности. Екатерина Тур напоминает, что важной составляющей цифровой гигиены является безопасность. Школьникам необходимо объяснить, что они не должны делиться личной информацией в Сети, необходимо научить их различать надежные и ненадежные источники информации, а также обучить правилам этикета в интернете. Одним из основных правил является: никогда не вступать в контакт с незнакомыми людьми и не отвечать на подозрительные сообщения или предложения.
Кроме того, подчеркивает психосоматолог, цифровая гигиена также включает в себя психологическую составляющую. Онлайн-пространство может быть источником стресса и негативных эмоций, потому школьникам необходимо научиться адекватно реагировать на негативные комментарии, ограничивать свое участие в виртуальных конфликтах и уметь отделять виртуальный мир от реального. Поэтому важно вовремя отучить ребенка от интернет-зависимости.
Отучить подростка от гаджетов не помогут тотальный контроль родителей и строгие запреты. Убеждения, уговоры, угрозы не возымеют должного эффекта, а, напротив, лишь заставят ребенка замкнуться в себе либо вызовут агрессию. Помните, что гаджетозависимость — это болезнь, с которой трудно справиться даже взрослому человеку, а отучить ребенка от зависимости сложно вдвойне.
“Тотальный запрет скорее всего приведет к негодованию со стороны ребенка и может существенно испортить отношения между ним и родителем. Кроме того, ребёнок может тайно от родителей использовать социальные сети, что представляет еще большую опасность», — подчеркнула Лилия Шувалова.
Родительский контроль и запреты сильно влияют на близость в отношениях. Подросток потеряет чувство безопасности, потому что перестанет чувствовать, что его мнение учитывается. Ребенок просто больше не будет доверять взрослым, то есть если его что-нибудь испугает в Сети, то он не придет и не расскажет родителям. К тому же подростки легко находят способы обходить контроль — учатся врать и прятаться.
Запреты и контроль не смогут отучить ребенка от зависимости, но могут оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Они лишат подростка уверенности в себе, научат не доверять окружающим, что вызовет более серьезные психологические проблемы.
Некоторые родители не торопятся отучить ребенка от компьютерной зависимости, считая это лишь плохой привычкой, которая со временем исчезнет сама собой. В результате время упущено и отучить подростка от гаджетов сможет только специалист. Если возникает клиническая зависимость, то есть у ребенка появляется синдром отмены — раздражительность, подавленность, тревожность, агрессия, то здесь поможет только психотерапевт или психолог.
Для того чтобы отучить подростка от зависимости, врач может прописать медикаментозное лечение или использовать практики гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа, гипноз.
Очень важно на протяжении работы специалиста над тем, как отучить подростка от гаджетозависимости, создать подростку комфортную обстановку дома. Нельзя его критиковать и ругать, пугать последствиями для здоровья, жестко указывать на его зависимость. Также не стоит силой вести школьника к специалисту — в этом случае родителям лучше самим сходить на консультацию.
Единого комплекса мер, как предотвратить зависимость школьника от гаджетов и отучить его от постоянного пребывания за компьютером, нет. В каждом отдельном случае подход должен быть индивидуальным.
Родителям стоит больше времени уделять общению со школьником, особенно подросткового возраста. Нужно постараться найти причину зависимости и увлечения виртуальным миром и устранить ее. Поможет отучить школьника от телефонной зависимости совместное хобби и увлечение. Больше интересуйтесь делами и проблемами подростка, показывайте личным примером, что в реальной жизни много интересного и занимательного.
Чтобы отучить ребенка от компьютерной зависимости, ограничивайте время для гаджетов, но при этом всегда предлагайте альтернативу.
“Детям гораздо легче жить, с эмоциональной точки зрения, если есть четкие, простые и понятные им правила поведения. Действующие в том числе и во время пребывания в социальных сетях. Соблюдение таких правил и детьми, и родителями поможет гармонизировать экранное время и сохранить физическое, ментальное и социальное благополучие», — рассказывает Лилия Шувалова.
Эксперты советуют планировать время ребенка так, чтобы не оставалось свободного времени на «сидение» в телефоне. Помните, что подросткам нужно больше времени проводить в компании сверстников — пусть школьник найдет себе подходящий круг общения в каком-нибудь кружке или секции.
Замена виртуальной жизни на реальную поможет отучить ребенка от соцсетей, считает Петр Тазов:
“Зависимость от социальных сетей очень сильна особенно для школьников, когда самооценка плавает, а внешние оценки других пользователей становятся имеют большое значение. Отучить ребенка от социальных сетей можно через замену виртуальной коммуникации реальной. И если эта реальная коммуникация будет насыщенной и будет вызывать положительные эмоции, потребность в искусственной реальности будет угасать. Кружки, совместные культурные походы семьей, открытые доверительные отношения, поддержка родных и близких снизит потребность «добирать» в социальных сетях необходимые эмоции и поддержку».