Posted 18 января, 17:30

Published 18 января, 17:30

Modified 18 января, 17:44

Updated 18 января, 17:44

Эксперты расск4азали, как отучить ребенка от гаджетов и зачем нужна цифровая гигиена

Как отучить ребенка от телефонной зависимости: 5 эффективных шагов

18 января 2024, 17:30
Фото: Midjourney
Эксперты расск4азали, как отучить ребенка от гаджетов и зачем нужна цифровая гигиена
Зависимость от соцсетей и телефона опасна для здоровья и жизни детей. Как отучить ребенка от гаджетов и зачем нужна цифровая гигиена рассказали эксперты.

Свои мнением и рекомендациями поделились: врач, психосоматолог, нейропсихолог, автор книги «Психосоматика: тело говорит» Екатерина Тур, старший преподаватель кафедры маркетинга Государственного университета управления (ФГБОУ ВО ГУУ) Пётр Тазов, старший преподаватель кафедры киберспорта Университета «Синергия», член Федерации психологов образования России Лилия Шувалова, а также, а также научный редактор канала «Наука» Иван Семенов.

Как понять, что у ребенка есть зависимость от соцсетей

Прежде чем попытаться отучить ребенка от телефона или компьютера, нужно понять, что зависимость от гаджетов появляется у ребенка не сразу. Сначала он может время от времени заходить в соцсети, но постепенно становится одержим и уже не может провести и часа, чтобы не проверить лайки и сообщения, не полистать ленту и не зайти на страничку к друзьям.

Длительное пребывание за компьютером или гаджетами не всегда означает зависимость. Поведенческое расстройство можно констатировать тогда, когда ребенок теряет контроль над тягой к соцсетям и перестает видеть границы между реальным и виртуальным миром. Зависимого человека отличает огромное количество друзей в соцсетях и постоянные попытки расширить этот круг знакомств, беспрерывное общение на форумах и чатах, большой объем переписки. В этом случае надо принять все меры, чтобы отучить ребенка от зависимости.

У вашего ребенка зависимость от гаджетов, если он:

  • теряет интерес к другим занятиям, увлечениям, хобби, предпочитая все свободное время проводить в виртуальном мире;
  • становится раздражительным и беспокойным, если не удается выйти в Сеть;
  • живое общение с другими детьми и родителями постепенно сходит на нет;
  • выражает агрессию и впадает в истерику при запретах или уговорах отвлечься от соцсетей;
  • начинает обманывать родителей, избегает доверительных разговоров, становится замкнутым;
  • пренебрегает внешним видом — становится равнодушен к собственной внешности;
  • теряет контроль над временем, проведенным за гаджетом;
  • старается всё свободное время проводить с гаджетом: утром первым делом включает компьютер, ест с телефоном в руках.

Екатерина Тур объясняет зависимость от соцсетей так:

«Нейропсихология подтверждает, что взаимодействие с социальными сетями может привести к зависимости от них. Отучить от этого очень сложно. При использовании социальных сетей у человека активизируются нейронные цепочки, связанные с получением удовольствия и удовлетворения. Именно эти механизмы ведут к формированию привычки и зависимости от социальных сетей. У детей эти механизмы работают особенно интенсивно, что может оказывать негативное влияние на их развитие и здоровье. Поэтому важно вовремя отучить школьников от компьютерной зависимости».

Причины интернет-зависимости у детей школьного возраста

Психологи отмечают, что чаще всего зависимость от соцсетей проявляется у подростков. В этом возрасте гормональный фон нестабилен, что нередко вызывает неуверенность в себе. Виртуальное общение помогает подросткам преодолеть свою неуверенность, доказать свое превосходство, получить признание и создать идеальный образ себя.

Отучить подростка от компьютерной зависимости можно, установив ее причину. Частые причины подростковой зависимости: попытки отстраниться от реальности из-за проблем во взаимопонимании со сверстниками, застенчивость, агрессия и троллинг со стороны сверстников.

У школьников младшего возраста зависимость от соцсетей можно заметить редко. Если же младшеклассники начинают заменять гаджетами все другие занятия, то это говорит о несформированной саморегуляции ребенка — нарушении способности управлять своим поведением и эмоциями.

Это может случиться на фоне стресса (например, при частых ссорах родителей, смерти близких), при излишней опеке родителей либо же, напротив, при недостатке внимания со стороны близких. Отучить детей от зависимости в этом возрасте легче — достаточно проводить с ними больше времени.

Пётр Тазов сравнивает социальные сети с «виртуальным аттракционом» по получению гормона удовольствиям — домафина:

«Взяв в руки телефон школьник оказывается перед выбором — получить „быстрый“ или „долгий“ дофамин. Быстрый связан с просмотром развлекательных роликов, а долгий — в том числе с чтением книг. Оценки, лайки, комментарии к фото и видео пользователей вызывают прилив дофамина. Заходя в сеть у многих школьников уже сформированы гедонистические поведенческие установки и выбор часто оказывается не в пользу книг. Поэтому книгам сложно конкурировать с более легким и развлекательным контентом».

По наблюдениям психологов, чаще всего зависимость от гаджетов выявляется у детей трудоголиков — родителей, которые редко находятся дома и мало проводят времени с детьми. При этом тяжелее всего отучить от интернет-зависимости подростков 12–15 лет.

Что такое цифровая гигиена и почему она так важна

Цифровая гигиена — это важное понятие, которое становится все более актуальным в современном мире. Психолог Лилия Шувалова отмечает, что широкое распространение цифровых технологий и медиа делает доступным для человека огромное количество информации. Взрослые и дети на фоне непрекращающегося мощного медийного шума постоянно пребывают в состоянии информационного пресыщения.

Все это может вызвать стресс и пагубно сказываться на ментальном и социальном благополучии. Поэтому цифровая гигиена — это уже не просто система рационального потребления информации в условиях цифрового общества, позволяющая сохранить здоровье и самоидентичность, а и один из наиболее необходимых навыков, обеспечивающих общую выживаемость организма», — комментирует эксперт.

Нейропсихолог Екатерина Тур объясняет, что без этого понимания невозможно отучить школьников от компьютерной зависимости. Особенно важно обращать внимание на цифровую гигиену у школьников, так как их активность в онлайн-пространстве с каждым годом только увеличивается. Но что же такое цифровая гигиена и почему она так важна?

Цифровая гигиена, по словам психосоматолога, это набор правил и рекомендаций, которые помогают поддерживать здоровое и безопасное использование цифровых технологий. Если не соблюдать этот баланс, отучить ребенка от интернет-зависимости будет нелегко. Цифровая гигиена включает в себя не только физическую безопасность, но и психологическое благополучие. Ведь цифровые технологии могут оказывать негативное влияние на развитие детей, как физически, так и психологически.

Почему знание цифровой гигиены для школьников важно, объясняет Пётр Тазов:

«В условиях цифровой среды, в Интернете у человека формируется особое состояние „виртуального Я“ благодаря отсутствию „телесности“. Для школьников риски еще выше — собственная личность еще не сформировалась, а поведение в сети кажется не совсем реальным. При этом, критическое мышление тоже подчас не сформировано. Все это способствует большей внушаемости и как следствие -рискам — формированием ложных убеждений установок через манипулятивные техники. Поэтому так важно приучать школьников к цифровой гигиене — формировать критическое мышление, учить методам выявления контента, способного причинить психоэмоциональный вред».

Научный редактор канала «Наука» Иван Семенов выражает согласие с коллегами и подчеркивает, что в современном цифровом мире, полном удобств и возможностей, угроза киберпреступников всегда под рукой. Одной крупной утечки данных может хватить, чтобы разрушить вашу онлайн безопасность. От слабых паролей до использования биометрических данных для доступа к банковским приложениям, угрозы подстерегают нас на каждом шагу.

Чтобы обезопасить себя, Иван Семенов советует:

  1. Установите спам-фильтр: Все крупные операторы связи предлагают спам-фильтры, которые помогут выявить подозрительные звонки и сообщения.
  2. Будьте осторожны с сообщениями и ссылками: Не открывайте подозрительные сообщения в электронной почте и мессенджерах, а также не переходите по сомнительным ссылкам.
  3. Доверяйте только известным источникам: Не загружайте программное обеспечение из неизвестных источников, чтобы избежать возможных угроз.
  4. Ограничьте разглашение личной информации: Публикация личных данных и фотографий в социальных сетях может сделать вас уязвимыми перед мошенниками.
  5. Используйте менеджеры паролей: Установите приложение от известного производителя, которое будет создавать и хранить сложные пароли для вас. Главное — запомните только один сложный пароль для доступа к этому приложению.

Соблюдение этих простых мер безопасности поможет вам оставаться защищенными в цифровом мире, заключает эксперт.

Как избавить ребенка от зависимости гаджетов

Единого плана, как отучить ребенка от интернет-зависимости, не существует. В первую очередь родителям нужно обратить внимание на обстановку в семье и школе — корни проблем подростка чаще всего находятся в его ближайшем окружении.

Но если компьютерная зависимость уже сформировалась, то отучить ребенка от гаджетов самостоятельно будет невозможно. В этом случае лучше обратиться к психологу.

Екатерина Тур напоминает, что основной целью цифровой гигиены является создание здорового баланса между виртуальным и реальным миром, чтобы ребенок мог развиваться полноценно и успешно адаптироваться в современном обществе.

Поэтому, чтобы отучить школьника от компьютера, важно обращать внимание на цифровую гигиену и обучать школьников правильному и безопасному использованию цифровых технологий. Только так мы сможем подготовить их к жизни в современном информационном обществе.

Нейропсихолог предлагает несколько стратегий, которые помогут отучить ребенка от слишком интенсивного использования социальных сетей.

Установите правила и ограничения

Отучить ребенка от соцсетей и гаджетов поможет совместная разработка правил использования социальных сетей. Ограничьте время, которое ребенок может проводить в социальных сетях, и установите четкие границы, когда их использование запрещено, например во время уроков или перед сном.

Заранее оговаривайте время за экраном и соблюдайте его всей семьей. Начните с простого, с запрета сидеть со смартфоном в руках за столом или в уборной», — советует Лилия Шувалова.

Предложите альтернативы

Поскольку одной из причин, почему дети проводят много времени в социальных сетях, является отсутствие других интересов и занятий, предложите им альтернативные способы проведения свободного времени. Отвлечь подростка от соцсетей и отучить его от виртуального мира помогут занятия спортом, чтение книг, рисование или занятие музыкой.

Будьте примером

Родители играют важную роль в формировании привычек детей. Если вы сами часто используете социальные сети, ребенок будет склонен повторять ваше поведение и отучить его от компьютера будет непросто. Поэтому важно быть осознанным потребителем социальных медиа и не злоупотреблять их использованием.

«Очень важен личный пример. Помните, что мы являемся для них образцом и ориентиром, даже если они отрицают это в период подросткового бунта», - рекомендует Шувалова.

Обучите ребенка критическому мышлению

Одна из основных проблем, связанных с социальными сетями, — это распространение фейковой информации и негативного контента. Отучите ребенка принимать всё на веру, объясните, что необходимо самому искать информацию и проверять ее достоверность. Обсуждайте с ним случаи, когда люди могут использовать социальные сети для манипуляции и влияния на мнение других.

Проговаривайте правила безопасности в социальных сетях и регулярно мониторьте список друзей. В некоторых случаях причиной слишком долгого времени проводимого в социальной сети может быть общение с людьми, которые что-то хотят от ребенка или манипулируют его сознанием, пользуясь возрастом и неопытностью», — отмечает психолог.

Создайте здоровую обстановку в семье

Чтобы отучить подростка от компьютерной зависимости, чаще разговаривайте с ним о том, какие впечатления и эмоции он получает от использования социальных сетей. Помогите ему осознать, что настоящие отношения и реальная жизнь важнее виртуального мира. Поддерживайте его интересы и хобби, укрепляйте его самооценку и доверие к себе.

Понаблюдайте, есть ли у ребенка друзья в реальном мире, а затем спросите, есть ли они по его собственному мнению. Иногда бывает, что дети буквально сбегают в мир социальных сетей, так как их не принимают одноклассники и ровесники», — сообщает Лилия Шувалова.

Сколько времени ребенку можно сидеть в гаджетах

Екатерина Тур рассказала, что одной из важных составляющих цифровой гигиены является нейропсихология — область, изучающая взаимосвязь между мозгом и поведением человека. Исследования в этой области показывают, что длительное и непрерывное использование цифровых устройств может негативно сказываться на развитии мозга у детей.

Надо постараться отучить школьника от компьютерной зависимости, поскольку постоянное воздействие яркого света экрана, быстрая смена информации и многообразие стимулов могут привести к перегрузке мозга и снижению когнитивных способностей.

Одним из важных правил цифровой гигиены у школьников, подчеркивает нейропсихолог, является ограничение времени, проводимого за экраном. Чтобы отучить ребенка от постоянного пользования гаджетами, рекомендуется устанавливать определенные временные рамки и контролировать их соблюдение. Кроме того, необходимо поощрять детей к занятиям физической активностью и настольными играми, чтобы сбалансировать время, проводимое в онлайн- и офлайн-среде.

С медицинской точки зрения отучить ребенка от зависимости помогут следующие ограничения по использованию компьютеров и телефонов:

  1. Непрерывное пользование: не более 10 минут для детей 3–7 лет, 15 минут — для 8–11 лет, 20 минут — для 11–13 лет, 25 минут — для 14–17 лет.
  2. Общее допустимое время пользования в сутки: до 30 минут для детей 3–4 лет, до часа — для 5–6 лет, до 1,5 часа — для 7–9 лет, до двух часов — для 10–13 лет, до трёх часов — 14–17 лет.

Чем опасна гаджетозависимость у детей

Зависимость от гаджетов у детей специалисты сравнивают с бомбой замедленного действия. Если на первых этапах зависимость проявляется физическими нарушениями, то на последней стадии может привести к суициду. Поэтому важно отучить подростка от зависимости сразу же, как только вы обнаружили первые ее признаки: отсутствие интереса к окружающему миру и друзьям, снижение аппетита, нарушения сна и когнитивных способностей, снижение сопротивляемости к инфекциям.

Отучить ребенка от гаджетозависимости необходимо и из-за соображений безопасности. Екатерина Тур напоминает, что важной составляющей цифровой гигиены является безопасность. Школьникам необходимо объяснить, что они не должны делиться личной информацией в Сети, необходимо научить их различать надежные и ненадежные источники информации, а также обучить правилам этикета в интернете. Одним из основных правил является: никогда не вступать в контакт с незнакомыми людьми и не отвечать на подозрительные сообщения или предложения.

Кроме того, подчеркивает психосоматолог, цифровая гигиена также включает в себя психологическую составляющую. Онлайн-пространство может быть источником стресса и негативных эмоций, потому школьникам необходимо научиться адекватно реагировать на негативные комментарии, ограничивать свое участие в виртуальных конфликтах и уметь отделять виртуальный мир от реального. Поэтому важно вовремя отучить ребенка от интернет-зависимости.

Чем может грозить тотальный контроль родителей для ребёнка

Отучить подростка от гаджетов не помогут тотальный контроль родителей и строгие запреты. Убеждения, уговоры, угрозы не возымеют должного эффекта, а, напротив, лишь заставят ребенка замкнуться в себе либо вызовут агрессию. Помните, что гаджетозависимость — это болезнь, с которой трудно справиться даже взрослому человеку, а отучить ребенка от зависимости сложно вдвойне.

Тотальный запрет скорее всего приведет к негодованию со стороны ребенка и может существенно испортить отношения между ним и родителем. Кроме того, ребёнок может тайно от родителей использовать социальные сети, что представляет еще большую опасность», — подчеркнула Лилия Шувалова.

Родительский контроль и запреты сильно влияют на близость в отношениях. Подросток потеряет чувство безопасности, потому что перестанет чувствовать, что его мнение учитывается. Ребенок просто больше не будет доверять взрослым, то есть если его что-нибудь испугает в Сети, то он не придет и не расскажет родителям. К тому же подростки легко находят способы обходить контроль — учатся врать и прятаться.

Запреты и контроль не смогут отучить ребенка от зависимости, но могут оказать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Они лишат подростка уверенности в себе, научат не доверять окружающим, что вызовет более серьезные психологические проблемы.

Когда нужна помощь психолога

Некоторые родители не торопятся отучить ребенка от компьютерной зависимости, считая это лишь плохой привычкой, которая со временем исчезнет сама собой. В результате время упущено и отучить подростка от гаджетов сможет только специалист. Если возникает клиническая зависимость, то есть у ребенка появляется синдром отмены — раздражительность, подавленность, тревожность, агрессия, то здесь поможет только психотерапевт или психолог.

Для того чтобы отучить подростка от зависимости, врач может прописать медикаментозное лечение или использовать практики гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, психоанализа, гипноз.

Очень важно на протяжении работы специалиста над тем, как отучить подростка от гаджетозависимости, создать подростку комфортную обстановку дома. Нельзя его критиковать и ругать, пугать последствиями для здоровья, жестко указывать на его зависимость. Также не стоит силой вести школьника к специалисту — в этом случае родителям лучше самим сходить на консультацию.

Профилактика телефонной зависимости

Единого комплекса мер, как предотвратить зависимость школьника от гаджетов и отучить его от постоянного пребывания за компьютером, нет. В каждом отдельном случае подход должен быть индивидуальным.

Родителям стоит больше времени уделять общению со школьником, особенно подросткового возраста. Нужно постараться найти причину зависимости и увлечения виртуальным миром и устранить ее. Поможет отучить школьника от телефонной зависимости совместное хобби и увлечение. Больше интересуйтесь делами и проблемами подростка, показывайте личным примером, что в реальной жизни много интересного и занимательного.

Чтобы отучить ребенка от компьютерной зависимости, ограничивайте время для гаджетов, но при этом всегда предлагайте альтернативу.

Детям гораздо легче жить, с эмоциональной точки зрения, если есть четкие, простые и понятные им правила поведения. Действующие в том числе и во время пребывания в социальных сетях. Соблюдение таких правил и детьми, и родителями поможет гармонизировать экранное время и сохранить физическое, ментальное и социальное благополучие», — рассказывает Лилия Шувалова.

Эксперты советуют планировать время ребенка так, чтобы не оставалось свободного времени на «сидение» в телефоне. Помните, что подросткам нужно больше времени проводить в компании сверстников — пусть школьник найдет себе подходящий круг общения в каком-нибудь кружке или секции.

Замена виртуальной жизни на реальную поможет отучить ребенка от соцсетей, считает Петр Тазов:

Зависимость от социальных сетей очень сильна особенно для школьников, когда самооценка плавает, а внешние оценки других пользователей становятся имеют большое значение. Отучить ребенка от социальных сетей можно через замену виртуальной коммуникации реальной. И если эта реальная коммуникация будет насыщенной и будет вызывать положительные эмоции, потребность в искусственной реальности будет угасать. Кружки, совместные культурные походы семьей, открытые доверительные отношения, поддержка родных и близких снизит потребность «добирать» в социальных сетях необходимые эмоции и поддержку».