Анна Скудаева
О возбуждении уголовного дела в беседе с агентством РИА Новости сообщил глава общественного совета МВД Башкирии.
Массовые протесты в Баймаке начались после того, как 17 января местный суд приговорил Фаиля Алсынова* к 4 годам колонии общего режима за публичное выступление на санкционированном митинге в апреле 2023 года.
В своей речи, произнесенной на башкирском языке, эколог употребил выражение «кара халык» — «чёрный люд». Сторонники эколога сообщили, что под этим понимается «простой народ», однако представители власти посчитали, что таким образом эколог, выступающий против золотодобычи в окрестностях горы Куштау, якобы высказывается против мигрантов из южных республик.
После этого суд поддержал сторону гособвинения и 17 января признал Алсынова виновным в возбуждении ненависти по национальному признаку. При этом, вынося наказание, суд назначил Алсынову даже более строгое наказание, чем то, которое запрашивал прокурор: вместо предложенных гособвинителем четырех лет колонии-поселения суд приговорил экоактивиста к четырем годам колонии общего режима.
Произошедшее произвело эффект разорвавшейся бомбы. Услышав приговор, собравшиеся у суда земляки эколога начали кричать «Позор!» и требовать отправить в отставку главу республики Радия Хабирова, с подачи которого началось уголовное преследование экоактивиста.
В момент оглашения приговора у здания суда, несмотря на 20-градусный мороз, 17 января собрались до 10000 человек. Они выразили несогласие с позицией суда.
Назвав приговор несправедливым, они направили жалобу главе СКР Александру Бастрыкину с требованием организовать честное и беспристрастное расследование дела Алсынова, настаивая на невиновности активиста.
Земляки попытались «отбить» экозащитника у силовиков и таким образом не допустить отправки Алсынова в колонию.
Полиция назвала действия людей, собравшихся у здания суда, незаконными, предупредив о грозящей им ответственности за участие в несанкционированной публичной акции. Однако жители, несмотря на сильный мороз, отказались расходиться.
Вскоре появились сообщения о блокировке телеграм-канала «Куштау Байрам», администраторы которого выказывали поддержку экоактивисту. Одновременно из республики начали поступать массовые жалобы на сбои в работе мессенджера WhatsApp: пользователи решили, что соцсети в Башкирии начали «глушить».
У суда тем временем между жителями и усиленными нарядами силовиков начались столкновения.
В Баймак на фоне сильнейшего обострения обстановки направили дополнительные силы полиции и Росгвардии, а также прислали множество автозаков. В СМИ появились сообщения о задержаниях, о применении против протестующих спецсредств: светошумовых гранат и слезоточивого газа, а также о появлении первых пострадавших.
Увидев кадры с корчащимися на снегу дезориентированными людьми, в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ выразили обеспокоенность в связи с жестоким разгоном протестующих в Башкортостане.
В беседе с изданием «Подъем» член СПЧ Александр Брод заявил, что уже направил информацию о происходящем в полпредство в Приволожском федеральном округе и местному уполномоченному по правам человека.
«Конечно, все вопросы должны решаться строго в рамках закона. Это касается и протестующих, и правоохранительных органов. Конечно, обеспокоен произошедшим», — заявил представитель СПЧ.
*Перед самым оглашением приговора Росфинмониторинг внес эколога Алсынова в реестр лиц, причастных к экстремизму или терроризму.