Posted 15 января, 06:59
Published 15 января, 06:59
Modified 15 января, 07:29
Updated 15 января, 07:29
Ирина Лебухова
Медики выделают три стадии алкоголизма. Самая ранняя — это невозможность отказаться от рюмки. То есть устоять перед алкоголем человек не в силах. Зависимость становится более сильной, физической, на второй стадии. На первой человек не может устоять перед желанием выпить, на второй — появляется толерантность к алкоголю и физическая зависимость. А тем, кто допился до третьей стадии, уже достаточно «понюхать», чтобы опьянеть. Как итог — полная деградация: психическая, физическая и социальная.
Как объяснил психиатр-нарколог Лев Благов, вторая стадия характеризуется заметными изменениями — выпитое более не приносит человеку эйфории. При том что даже во время самого процесса распития человек остается раздражительным, отмечаются перепады настроения, даже могут появляться неадекватно-усиленные эмоциональные реакции.
Родственники и друзья начинают выражать свою обеспокоенность состоянием человека, но он только отмахивается от них. Страдающий алкоголизмом уверяет, будто может в любой момент остановиться, однако очевидно, что это не так. На второй стадии крайне сложно прекратить употреблять алкоголь. А тем, кто «перешел» на третью стадию, это практически нереально сделать самостоятельно, без медицинского вмешательства.
Для третьей стадии характерны агрессия, растущий цинизм, конфликтность. Человек становится обидчивым и отдаляется от социума. При этом он перестает понимать юмор, становится примитивным. У него исчезают здоровые интересы.
Тут-то его и настигает та самая «белочка» — алкогольный психоз, белая горячка. Она «приходит» из-за хронической интоксикации и определенных патологий. У алкоголика фиксируется неполноценность головного мозга. «Белочка» «приходит», когда длительно пьющий человек (речь идет о многолетнем алкоголизме) внезапно перестает употреблять спиртное (абстиненция). Ждать белую горячку можно уже через двое суток после прекращения запоя. Тревога и растущий страх усиливаются в вечернее время, ночью человека мучают кошмары, а затем они перерастают в «психотическую явь».
К ним добавляются галлюцинации. Человек начинает видеть и слышать то, чего на самом деле нет. Образы, предстающие перед алкоголиком в белой горячке, жутки для тех, кто их испытывает.
Кстати, ранее при определении генерализованного нарушения работы мозга пользовались многими терминами, но затем, чтобы избежать хаоса, диагноз «усреднили», назвав его «бредом». Главными признаками для его диагностики были внимание и/или возбуждение сознания. Однако объективная оценка в этом случае была достаточно трудна. В настоящее же время понятие «бред» более ограничено, его сократили до когнитивных особенностей. Уровень элемента возбуждения из него был удалён и отнесён к термину «делирий».
Эксперт назвал главные особенности видений при делирии:
— образы реальны;
— видения пугающие;
— цветовая гамма темно-зеленая и черная.
Симптомы белой горячки:
— наступает внезапная неприязнь к алкоголю;
— руки и ноги начинают неконтролируемо дрожать, это — тремор;
— фиксируется избыточная потливость;
— человек почти не может спать;
— температура тела повышается;
— поведение становится буйным.
Человек может также страдать от острого алкогольного галлюциноза. В этом случае у него появляются голоса в голове. Алкоголик начинает «общаться» со «знакомыми собеседниками» — как правило, это происходит под вечер. Состояние может продлиться беспрерывно вплоть до трех недель. Затем оно переходит уже в хроническую стадию. В таком случае «говорить» с пустотой алкоголик может до полугода и дольше.
Голоса в голове возникают чаще при остром алкогольном галлюцинозе. Как правило, это знакомые «собеседники», которые появляются перед сном.
На двух тяжелых стадиях алкоголизма человека могут «накрыть» бредовые расстройства. Это также форма психоза. Самый известный и распространенный у мужчин — алкогольный бред ревности. Именно в связи с распространенностью этого расстройства мы крайне часто читаем в новостях о трагических случаях во время посиделок со спиртным в «неблагополучных» семьях. Порой на фоне ревности алкоголики совершают убийства своих жен и сожительниц.
Также имеют место алкогольные параноиды. Это бред преследования. Человек начинает отчетливо слышать голоса, даже «видеть» своих преследователей. Как правило, сопровождается это выраженным тревожным аффективным напряжением. Человек испытывает панический страх за жизнь. В этот момент он становится опасен как для самого себя, так и для тех, кто окажется рядом.
Согласно статистике, 20% граждан когда-либо злоупотребляли алкоголем. Признаки алкогольного делирия могут проявляться при этом у половины алкоголиков — то есть тех, у кого алкогольная зависимость в анамнезе. Почти «гарантами» белой горячки станут абстиненция и десятилетнее (и длительнее) злоупотребление спиртным. Но под угрозой делирия и те, кто внезапно отказывается от транквилизаторов классов бензодиазепинов и барбитуратов, будучи в существенной степени зависимыми от них.
Делирий — крайне опасен. Смертность в отсутствии соответствующего лечения достигает 37%! Диагностировать абстиненцию на ранних стадиях очень важно. Это буквально может спасти жизнь страдающему от ужасного недуга человеку.
Медики не советуют пытаться обойтись самолечением в случае со страдающим белой горячкой. Это может быть крайне опасно. Следует немедленно вызвать врача. Но первую помощь оказать можно и нужно:
— уложить больного в постель;
— пресекать все попытки встать;
— слишком буйного и опасного пациента нужно связать до приезда врача.
Человеку в делирии потребуется много воды и прохлада. Если под холодный душ его не удастся поставить, то подойдет и обтирание мокрым полотенцем. Но самое главное — успокоить больного. Ссориться с ним нельзя, стоит использовать спокойные и ласковые слова. Нужно помнить, что в таком состоянии человек действует бессознательно, необходимо отнестись к этому с пониманием.
Итак, белая горячка — тяжелая форма расстройства, вызванная затяжным употреблением алкоголя. Но есть и кое-что, от чего страдают люди, которые не имеют алкогольной зависимости, но могут «перебрать» со спиртным. Это «похмельный стыд». Он появляется и после веселой вечеринки, и после «бытовых» посиделок.
Существует обозначение этой паранойи — шеймовер. Отвечают за него ацетальдегид и серотонин. Первый — канцероген — очень и очень токсичный. В него превращается алкоголь, который употребляет человек. Следующее «преображение» — уксусная кислота. Потом ацетальдегид расщепляется на воду и углекислый газ. Но перед тем, как превратиться в них, он успевает «пройтись» по организму, меняя его естественные функции. Он сгущает кровь, нагружает сердце.
В целом, вот и причина тяжелого утреннего состояния. Второй — серотонин — нейромедиатор. Он регулирует и радость, и тревожность. Фактически, он ответственен за настроение человека. Если серотонина слишком много, это вызовет галлюцинации, а если слишком мало — депрессию.
С большей долей вероятности утренний посталкогольный стыд возникнет у людей, которые сами по себе достаточно стеснительные. Характерен он и для тех, у кого заниженная самооценка, проявляются некоторые социальные фобии. Дело в том, что для них спиртное, когда стимулирует выброс серотонина, становится неким адаптогеном, психосоциальной защитой. Он помогает чувствовать себя комфортно в ситуациях общения.