Posted 15 января, 17:14
Published 15 января, 17:14
Modified 15 января, 17:16
Updated 15 января, 17:16
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Доходы от нефтегазового сектора в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, сократились почти на четверть, сообщил Минфин. В этом году удалось собрать 8,822 триллиона рублей. Годом раньше эта цифра была на 2 триллиона 764 миллионов больше. Еще в июле отставание от предыдущего года составляло 47%. Результат трех кварталов был обнадеживающим — минус 34%. В декабре 2023 года казалось, что разрыв в доходах будет минимальным: показатель за 11 месяцев составил 8,17 триллионов. Но по итогу года появилась окончательная цифра: минус 24% к 2022 году.
Вячеслав Кулагин называет основные причины:
— Основная причина падения — более низкие цены на нефть, которые привели к более низким бюджетным поступлениям, ну, и на газовом рынке — это не только куда более низкие цены, но и более низкие объёмы экспорта. Это всё сыграло в прошлом году. Это и ожидаемо. Надо чётко понимать, что это в сравнении с предыдущим очень высоким по показателям годом.
Минфин волнуется за газовую отрасль — не зря
Тяжелее всего санкции затронули газовую промышленность, оттого два главных источника дохода — НДПИ и экспортная пошлина сократились почти в два раза. В 2022 году Газпром и другие производители газа принесли в бюджет всего 1.785 триллионов рублей. В 2022 году результат был иной — 3,502 триллионов.
Эксперты говорят, что Газпром, будучи государственной системообразующей компанией, не рухнет. На ней держится энергетика страны. Более 50% всей электроэнергии производятся сжиганием газа. Но с этого места начинаются многочисленные «НО».
— В этой ситуации для Газпрома, который просто переобложен сегодня налогами, и осенью была принята ещё и дополнительная нагрузка, положение очень непростое. Налоговое бремя ещё в прошлом году считалось на куда более оптимистичных планах по объёмам и ценовым показателям экспорта. То, что закладывалось в бюджет по экспорту газа в Европу (цена плюс объём), было значительно выше, чем то, что мы имеем по факту.
Как сказал «НИ» представитель отрасли, с Газпрома решили взять все и сразу, пока это возможно. Для решения проблемы с демпфером для нефтяных компаний правительство обложило налогом газовый конденсат. Второй источник поправить ситуацию — повышение тарифов для бизнеса с декабря 2023 года и для населения с июля 2024 года. Но Газпрому и независимым производителям газа от повышения ничего не достанется — 90% забирает Минфин.
Газификацию страны в газовом монополисте всегда рассматривали как социальную нагрузку. После закрытия европейского рынка социалка превратилась в основой бизнес. Российские чиновники очень любят юбилейные даты. Через 5 лет исполняется 400 лет Красноярску — единственному городу-миллионнику, не подключенному к газу. Еще в 2020 году Роспотребнадзор внес предложение перевести жилой сектор города с угля на газ — в столице края, где газ добывается, из-за ужасного качества воздуха заболеваемость легочных путей и онкология выше, чем в других крупных городах страны. Расходы на газификацию котельных города составят не менее 125 миллиардов рублей, по оценкам 2020 года, и это также должен взять на себя Газпром. Маловероятно, что смета уменьшится, скорее, расходы вырастут.
— Откуда будут браться деньги на реализацию всех этих поставленных задач по ускоренной газификации, по достижению 100% к 2030 году, вот это, честно говоря, непонятно. Если государство изымает все деньги, то это серьёзная угроза реализации всех заявленных задач, — говорит эксперт.
Новатэк: пришло время подвигов
Владельцам и менеджерам Новатэка сейчас не позавидуешь. Их жизнь можно описать знаменитой фразой Игоря Кваши из фильма «Тот самый Мюнхаузен»: «Я не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть».
И действительно — каждую неделю появляются предложения по ограничению поставок СПГ из России в Европу. Особую тревогу вызывает судьба самого большого производителя сжиженного газа на Ямале. Именно оттуда СПГ поставляется на европейский континент. Пока поставки адресно запретили некоторые страны, однако в ЕС идет борьба против России. Это усиливает неопределенность на рынке.
Что касается новых проектов, в первую очередь, «Арктик-2», то руководство компании настроено по-боевому — будем запускаться, но есть много факторов, говорит Вячеслав Кулагин:
— Но для этого, конечно, нужно совершить много подвигов. Насколько удастся их совершить — увидим в текущем году. К первой очереди оборудование в значительной степени было завезено, а вот с остальными очередями проблема, поскольку здесь всё больше оборудования приходилось смотреть не по изначальной схеме проекта.
До сих пор Новатэк утверждает, что запуск первой очереди в феврале этого года остается. Однако решение проблем выведено из публичной плоскости — в отчетности новых проектов нет. Поэтому на вопрос: будет запуск «Арктик-2» или нет, эксперты говорят, что они этого не знают.
Хуситы и российский бюджет
В нефтяной промышленности ситуация легче, чем у газовиков. Это отражает их вклад в бюджет. В отличие от газовой отрасли, у нефтяников снижение составило только 11,2%. Их вклад в бюджет составил почти 10 миллиардов рублей — 9,822 миллиардов. Речь идет совокупно об НДПИ, НДД на нефть и газовый конденсат.
Но неопределенность в нефтянке не меньше, чем у Газпрома со товарищи. С одной стороны, эскалация в Красном море толкает цену на нефть вверх. Это для нефтяных гигантов России плюс, особенно, после того, как выяснилось, что на поддержание нефтяного потолка для России у Запада нет ни сил, ни средств, ни достаточного влияния. Однако повышение стоимость прохода через Суэцкий канал более чем на 300% уменьшает маржу. Кроме того, когда стороны конфликта — хуситы как прокси и Ирана, с одной стороны, и англо-американский альянс, с другой стороны — обмениваются ракетными ударами, даже теневой флот будет вынужден идти вокруг Африки, что увеличивает время прохождения, сбивает график поставок и делает нефть дороже. Соответственно, в бюджет поступает меньше.
Бюджет на 2024 год выглядит излишне оптимистичным, говорят аналитики Телеграм-каналов. В ноябре и декабре 2023 года рост доходов резко замедлился. Однако Минфин увеличил доходную часть на 2024 год на 20%. Таким образом, дефицит бюджета должен составить половину прошлогоднего и позапрошлогоднего — 1,6 триллионов рублей. Эксперты считают, что при запланированных расходах это маловероятно, и «дыра» в госфинансах сохранит свои размеры на уровне 3 триллионов рублей.