Posted 12 января, 10:11
Published 12 января, 10:11
Modified 12 января, 10:45
Updated 12 января, 10:45
Ирина Лебухова
В США уже свыше тридцати лет производители косметики отказались использовать искусственный краситель под названием FD&C Red No. 3, также известный как Red Dye No. 3 и Red Dye 3. Исследования показали, что он вызывает рак у животных. Но в пищевой промышленности его продолжают применять — с 1907 года.
Порядка трех тысяч продуктов в американских магазинах содержат этот краситель. Причем ряд товаров поставлялся и в Россию, как, например, шоколадки Nesquik. Кроме того, его добавляют в лекарства и витамины. Удивительно, но краситель № 3, связываемый с невнимательностью и гиперактивностью у детей, является неактивным компонентом препарата Vyvanse — он применяется для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Эксперты и защитники продовольственной безопасности говорят, что, хотя это, вероятно, представляет риск для людей всех возрастов, маленькие дети могут быть наиболее уязвимыми.
«Маленькие дети больше всего страдают из-за своей маленькой массы тела и потому, что они подвергаются гораздо большему воздействию этих красителей в пище», — говорит Таша Стойбер, доктор философии, старший научный сотрудник Рабочей группы по окружающей среде EWG.
Это вызывает беспокойство американских экспертов, поскольку большая часть продуктов питания и лекарств, содержащих его, активно продается и активно потребляется маленькими детьми. Американские дети в возрасте от 2 до 5 лет потребляют в два раза больше красного красителя № 3, чем население в целом, в пересчете на массу тела.
Стойбер говорит, что даже небольшое количество красителя может накапливаться и представлять опасность для детей:
«Не исключено, что вы съедаете несколько порций чего-либо и достигаете количества, которое, как было показано в исследованиях на людях, оказывает такое же воздействие».
Что касается красного цвета, то в России запрещен синтетический краситель Е121 Цитрусовый красный. Это тяжёлое канцерогенное соединение провоцирует возникновение раковых опухолей в организме. А вот Азорубин — Е122 — классифицируют у нас в стране как «умеренно опасный».
Это тоже синтетическое органическое вещество. Его получают в процессе дистилляции каменноугольной смолы, вязкой жидкости с резким запахом. Краситель применяется буквально во всех продуктах, которым нужно придать цвет спелых ягод. То есть, мы едим эту синтетику в джемах, вареньях, йогуртах, тортах, конфетах и мармеладах, мороженом. Но красный цвет нужно также придавать рыбной продукции, алкоголю, газированным напиткам, иногда макаронным изделиям — в этом всем также может быть Е122.
Несмотря на то, что он не считается критически опасным, его нельзя есть людям с заболеваниями дыхательных путей, проблемами желудочно-кишечного тракта, беременным женщинам. Аллергикам он тоже противопоказан. Разумеется, никаких полезных веществ — ни витаминов, ни минералов — в этой «штуке» нет и в помине.
А вот Е124 Понсо 4R, Пунцовый 4R (Ponceau 4R) запрещен в США, Норвегии и Финляндии, а в России разрешен. Его опасность считается высокой, он входит в список красителей, приводящих к повышению гипперактивности детей. Порошок красный имеет не менее 80% красящих веществ в составе.
Еще один разрешенный в России опасный «синтетик» — Е125 — Понсо SX. Сильный аллерген, канцероген (способен приводить к образованию злокачественных опухолей), обладает мутагенным потенциалом, разрушительно воздействует на систему пищеварения ЖКТ, является одной из возможных причин гиперактивности детей. Этой «краснотой» грешат колбасы, сладости, консервированные фрукты, напитки.
Канцерогены Е127 — Эритрозин и Е128 — Красный 2G также позволены. Степень опасности обоих — высокая.