Эксперты Высшая школа журналистики и Сервиса управления соцсетями Livedune, изучив контент и комментарии в российских социальных сетях за прошедший год, опубликовали результаты нового исследования сленга в России в сравнении с 2022. Попутно они пришли к выводу, что самой влиятельной субкультурой в стране стали геймеры, во многом благодаря которым в стране развивается и меняется сленг. В среднем же сленг встречается в 0,68% комментариев пользователей соцсетей или в одном комментарии из 150.
Топ-10 российского сленга в 2023 году составили такие слова:
Прорывом года исследовали назвали слово «чушпан». Это старый уличный казанский сленг до октября 2023 года в комментариях не встречался, но сериал «Слово пацана» за два оставшихся месяца вывел его в топ-10.
Эксперты отмечают, что время жизни сленга ограничено, слова теряют актуальность и их сменяют новые. Так, слово «лол» в 2022-м было лидером, а в 2023-м опустилось к концу первой сотни.
Любопытно, что в социальных сетях стало больше «абьюза», причем сразу на 30%. По данным исследователей, в 2023 году это слово добралось даже до «Одноклассников», где раньше почти не фиксировалось. Растет употребление «инфоцыган». Не становится меньше «душнил», которые демонстрируют стабильность: 1 219 употреблений в 2022-м году и 1 165 в 2023-м.
Зато довольно новое сленговое словечко «краш» стало встречаться гораздо реже, как и «кринж», употребление которого снизилось за год примерно в 6 раз.
Кроме того, уходят модные год назад «лол» и «пруф».
Интересно, слово «ЛС» стало лидером благодаря обилию комментарий такого рода: «Отправила цену в ЛС».
А вот, многие другие новые слова, часто становятся популярными после использования инфлюенсерами. Слово «кринж», к примеру, распространилось широко благодаря тому, что его употребляли Ксения Собчак, Анастасия Ивлеева, Влад Бумага. Слово «зашло» любят Дина Саева, Анастасия Ивлеева, а кроме того, пользователи Youtube.
По итогам этого исследования, в социальных сетях уже появилось пародийное объявление, в котором используются самые модные словечки 2023 года: «Дорогие сасные краши! Не буду чушпаном и расшарю рарный чит, что залутала на днях. Чильте, не благодарите. От всего кокоро, Ваша ресерчцыганка».
Исследователи отмечают также, что сленг чаще встречается в комментариях пользователей ВКонтакте, и главным образом в пабликах: «Овсянка, сэр!» (44,24%); «Пикабу» (17,96%); «Рифмы и панчи» (16,49%) «ТОПОР — Хранилище» (10,05%): ВПШ (11,26%)
А вот что говорят по поводу этого исследования эксперты.
Доктор политических наук, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПГУ Камилла Нигматуллина:
»…сленг сегментирует аудитории внутри молодёжной группы на геймеров, приверженцев косплея, начинающих айтишников или тех, кто посмотрел популярный сериал. Результаты таких исследований помогают точнее определить сферы интересов аудитории, ключевые нарративы, эмоциональные триггеры, чтобы затем использовать это в производстве контента, формировании сообществ и повышении конверсий».
Эксперт по коммуникациям Наталия Туйгунова:
«Самым удивительным для меня стало колоссальное различие популярных слов в 2022-м и 2023 году. По моим личным ощущениям, я осталась в 2022-м. Например, я ни разу не встречала в сетевых коммуникациях слова „залутать“ и „гостинг“, которые вошли в топ-3 2023 года. Коллеги проделали колоссальную работу. Это очень важное исследование для тех, кто занимается коммуникацией: общение с клиентами сейчас перемещается в соцсети, и компаниям необходимо оставаться в тренде, а сленг — это отражение происходящих в социуме событий».
Предприниматель, топ-блогер Саша Митрошина
«Я подписана на экспертов, которые используют слова „краш“ и „кринж“, и делают это классно и гармонично, обыгрывая с юмором. Но это подходит не всем, и, если у вас речь более литературная — это тоже абсолютно окей: в блоге нет смысла подстраиваться под что-то или кого-то. Намеренно использовать „модные“ слова, чтобы понравиться определенному сегменту аудитории, не нужно: в продвижении работает только то, что аутентично для вас самих».
Филолог Юлия Афонина:
«Интернет-речь — явление для языка уникальное, потому что, являясь преимущественно письменной, интернет-речь все-таки обладает чертами устной речи. Поэтому не стоит пугаться, что язык как-то портится и пачкается.
Напротив, раньше фиксировался не весь язык, а лишь письменная его часть; интернет же позволяет получать слепок актуальной живой устной речи. И за то недолгое время, пока мы его фиксируем, мы уже успели наглядно увидеть, как быстро он меняется, как быстро приходят новые и уходят старые новые слова».
В своё время и Пушкина ругали за то, что в романе «Евгений Онегин» слишком много молодёжного сленга. Язык оставит себе то, в чем действительно нуждается, и даже на примере нескольких лет это хорошо видно».
Контент-директор «Мела» Елена Акимова:
Язык соцсетей на меня повлиял сильно. Эти и другие подобные слова использую и уже совершенно к ним привыкла. Потому что работаю в диджитале, потребляю много сетевого контента, а часть из него создаю сама. Не считаю, кстати, что сетевой (ну или зумерский в целом) сленг каким-то образом «засоряет» язык. По-моему, наоборот он делает его богаче. Слово «краш» — это не просто «возлюбленный», у него другие оттенки. И «скуф» — не просто батя на максималках. На мой взгляд, круто, когда в языке появляется больше самых разных понятий, обозначающих примерно одно и то же — это позволяет нам выражаться еще яснее, а, значит, и понимать друг друга ещё лучше».
Доцент СПбГУ Наталья Прокофьева:
«В целом можно говорить о том, что современный сленг является подтверждением правила существования сленга. Просто он стал быстрее распространяться благодаря доступности соцсетей, вследствие чего кажется, что он более влиятелен, чем в прежние годы.
Пройдёт мода и слова уйдут и забудутся, как это происходило столетиями. Поменять языковую систему они не в состоянии — они сами ей подчиняются, живя по законам языка. Слова приходят из виртуальной реальности в реальную действительность. Быстро вирусятся в речи. Это новое. Но и быстро теряют экспрессивный оттенок (в силу частотности употребления и распространения не только в речи молодёжи)».