В России нельзя один раз выучить правила дорожного движения и всю жизнь ими пользоваться — они меняются с завидной частотой. «НИ» изучили, в какие неприятные ситуации могут попасть водители, а в каких случаях воспользоваться возникшими лазейками в законах в этом году.
Сейчас на некоторых скоростных трассах, например, на платной магистрали М11 от Москвы до Санкт-Петербурга, на информационных табло появляются временные ограничения скорости в зависимости от погоды. В дождь, снег, туман скоростной лимит может быть значительно снижен. Также могут появляться более строгие ограничения, если на трассе проводятся технические работы. На сегодняшний день юридической силы такие ограничения не имеют — на дороге обязательно должен быть установлен настоящий временный знак. Оперативно ставить и убирать знаки на протяжении сотен километров физически невозможно.
Однако с сентября 2024 года ограничения скорости, указанные на электронном табло, приравняют к традиционным временным знакам. За превышение указанной на них скорости тоже можно будет получить штраф.
Соглашение об обмене информации о нарушениях ПДД с камер на дорогах между Россией и Беларусью было ратифицировано ещё в ноябре 2023 года, но фактически работать оно еще не начало из-за технических проблем с передачей информации.
Суть нововведения в том, что российское ГИБДД будет передавать в Беларусь информацию о нарушениях машин с белорусскими номерами, чтобы коллеги из Беларуси оформили и выписали штраф. Аналогично россияне будут получать штрафы за нарушения в Беларуси.
Есть нюанс: чтобы пришёл штраф из другой страны, наказание за нарушение должно быть зафиксировано на камеру и должно быть предусмотрено законами и в России, и в Беларуси.
Так, например, в России нештрафуемое превышение скорости — 20 км/ч. В Беларуси нештрафумый порог — всего лишь 10 км/ч. Поэтому владелец машины на российских номерах не получит штраф за превышение скорости в Беларуси, например, на 15 км/ч.
А вот размер штрафа определяется той страной, где было совершено нарушение. Поэтому, если в Беларуси вы превысили скорость на 20-30 км/ч (такое нарушение предусматривает наказание в обеих странах), то заплатите штраф в 37-111 белорусских рублей по курсу ЦБ. На январь 2024 года это от 1016 до 3049 рублей.
Технически сесть за руль человеку, которого лишили водительского удостоверения за управление автомобилем в нетрезвом виде, ничто не мешает. Тем более, что лишить водительского удостоверения, которого и так нет, невозможно.
Проект приказа (ещё не утверждён, но планируется, что новые правила должны вступить в силу с 1 апреля 2024 года) подразумевает, что повторное нарушение, совершённое лишённым прав водителем, продлит запрет на получение прав ещё на год.
Этот же проект приказа содержит ещё одну важную норму: лица, не явившиеся в военкомат по повестке (то есть у которых в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете появляется запись о принятии мер по обеспечению явки), лишаются права управлять автомобилем до тех пор, пока не придут в военкомат. Также им запрещается сдавать экзамены и получать новые права.
С 2013 по 2021 годы в России водители получали штрафы за превышение средней скорости на определённом участке дороги. Средняя скорость рассчитывается по зафиксированному камерами времени преодоления участка дороги. Но в 2021 году Верховный суд постановил, что такие штрафы нелегитимны, поскольку в ПДД отсутствует понятие средней скорости. Штрафовать можно только за превышение скорости на определённую величину в один момент времени. Впрочем, оплаченные штрафы никто не вернул.
Минтранс же подготовил проект постановления, которое введёт понятие «средняя скорость», что сделает возможным раздачу новых штрафов за её превышение. Закон может быть принят в сжатые сроки, ведь его поддерживают Московская область, Татарстан, Дагестан, Краснодарский и Хабаровский края, а также Минэкономики и Минэкономразвития.
В настоящий момент поставить на учёт машину без полиса ОСАГО невозможно. Даже если машина не способна передвигаться своим ходом, а вы не планируете ею пользоваться длительное время и просто стремитесь выполнить своё обязательство по постановке на учёт в течение 10 дней после покупки, страховку необходимо оформить.
Законопроект, который отменяет это правило, прошлой осенью в Госдуме успешно прошёл первое чтение. Заодно он может приблизить контроль ОСАГО дорожными камерами.
В проекте приказа, который лишает уклонистов права управлением автомобилем, прописана ещё одна норма: ученикам автошкол позволят набирать больше штрафных баллов. Сейчас права дают, если кандидат набрал не более 5 штрафных баллов. Если проект приказа утвердят, то с 1 апреля можно будет набрать 7 штрафных баллов. Означает ли это, что на дорогах станет больше неопытных и неумелых водителей? Практика покажет.
Баланс запретов и разрешений, что неудивительно, явно смещён в сторону запретов. На дорогах в этом году стоит быть вдвойне аккуратным.