Posted 11 января, 11:29
Published 11 января, 11:29
Modified 11 января, 11:31
Updated 11 января, 11:31
Посещаемость православных храмов на Рождество сократилась в России на 1 миллион человек с 2020 года и в этом году составила всего 1,4 млн, — официальные данные приводит МВД РФ.
Та же официальная статистика показывает, что количество прихожан, посещающих рождественскую службу, непрерывно сокращается последние два десятилетия.
Если в 2004 году храмы в Рождество посетило 3 миллиона человек; в 2014-м — уже 2,3 миллиона человек, в 2024 году, как уже было сказано — всего 1,4 миллиона.
Что же получается? 99% россиян храмы не посещает даже в один из главных христианских праздников.
«Номинальное православие сменило столь же номинальную веру в идеалы социализма. Раньше не читали Ленина, сейчас не читают Библию. Обычное светское общество, которое насилуют традиционализмом, а оно смотрит на это со стоическим терпением и пофигизмом», — комментирует политолог, эксперт по региональной политике Александр Кынев.
Однако за пределами церкви Рождество в этом году отмечали как будто гораздо активнее, чем даже популярный Новый год.
«В год тревожных надежд большинство россиян призналось, что у них нет новогоднего настроения — 89% заявили, что не испытывают „того самого“ настроя, а к веселью было готово менее 10%. И практика подтвердила эти данные. На улицах тоже было не слишком празднично. В магазинах и ресторанах дежурно поздравляют с праздниками, но тоже без энтузиазма. Конечно, таков государственный тренд — отмена салютов, иллюминации. Риторика „тяжелых лет“, кажется, победила, праздник перестал быть праздником, скорее стал временем эскапизма», — делится своими наблюдениями политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Но вот с Рождеством как будто острой моральной дилеммы не возникает, и если в Новый год пышные отмечания и застолья уже ощущаются чем-то зазорным, то Рождество таких чувств не вызывает.
«По крайней мере, поздравлений в группах и личных сообщениях было больше, чем в новогоднюю ночь. Да и открыток в домовых чатах было больше. Общий фон поздравлений — по-христиански добрый: мира и любви», — добавляет эксперт.
Номинальное восприятие христианской традиции подтверждают и косвенные данные. Вслед за Рождеством не очень-то чтят россияне и каноны Великого Поста.
К примеру, не отмечается снижение потребления мясных, рыбных и молочных продуктов в постный период. Такие данные приводит Центр социального проектирования «Платформа», исследовавший потребительское поведение россиян во время Великого поста.
Православные россияне скорее реагируют самоограничением в закупках алкоголя (минус 7% продаж), но на этом всё — это единственная категория, в которой прослеживается более или менее заметное снижение потребления в пост.
«Судя по всему, мы наблюдаем ситуацию, когда общество в меньшей степени ассоциирует религию с внешними практиками и строгим соблюдением канонов. Религия все больше расценивается как сфера внутренней жизни, которая может не носить заметного отражения во внешнем поведении. Поэтому, кстати, наибольшие ограничения коснулись алкоголя, как продукта, влияющего на психическое состояние человека. В то же время отсутствие существенных изменений в пищевых привычках не отменяют возможного выполнения других правил поста: духовной концентрации, частоты посещения служб, ограничений в сексуальном поведении или развлечениях», — комментирует социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
Исследование также показало, что в потреблении во время Великого Поста нет значимой разницы между регионами с преимущественно православным населением и преимущественно мусульманским (например, Ивановской и Псковской областями с одной стороны, Башкортостаном и Татарстаном с другой). Также нет устойчивых различий в динамике потребления между мегаполисами, средними городами и малыми территориями.
Кроме этого, данные не позволяют выделить значимых трендов для разных типов городов. В городах-миллионниках потребление мяса незначительно сократилось, а в малых городах (где традиции могли быть сильнее), напротив, выросло на 2,4%. А вот употребление алкоголя снизилось на практически равную величину.
Напомним, по данным исследовательских агентств, доля россяин, причисляющих себя к православной вере, составляет более 70%.
По результатам опроса ВЦИОМ (от 13 марта 2019 года), около четверти опрошенных среди взрослого населения, ответили, что соблюдает посты (25%).
Но, как видим, слова сильно расходятся с практикой. Либо у россиян собственное и эксклюзивное представление о «постных традициях».
«Разрыв между долей тех, кто говорит о соблюдении поста, и тех, кто по самооценкам следует ограничениям в питании может говорить о том, что вера часто не укоренена в повседневности, на бытовом уровне. При этом людям, даже не практикующим постные правила, важно ощущать сопричастность с православной традицией. На первое место выходят праздничные ритуалы — например, окраска яиц. Здесь находит отражение и современная культура потребления — человеку привычнее находить сопричастность с традицией, что-то делая, потребляя, чем отказываясь от привычных форм жизни», — комментирует кандидат социологических наук, доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ Мария Макушева.