Юлия Сунцова
Микрорайон Климовск, городской округ Подольск (ближайшее Подмосковье), начало 2024 года.
Вот уже седьмой день тысячи жителей живут здесь, в собственных благоустроенных квартирах без отопления, электричества и горячей воды.
Климовск — типичный райцентр ближайшего Подмосковья. По данным последней переписи в нем проживает 56,2 тысячи человек. До 2015 года был самостоятельным городом областного подчинения, но в процессе административной реформы преобразован в микрорайон городского округа Подольск.
4 января на котельной Климовского специализированного патронного завода, на закрытой и охраняемой территории происходит авария, и запитанная от нее половина города прощается с благами цивилизации.
В пик морозов в 179 многоквартирных домах исчезают отопление и горячая вода. За день температура воздуха в квартирах опускается до 5-13 градусов. Жильцы пытаются спасаться обогревателями, из-за чего вдобавок не выдерживают электрические сети.
В подъездах к тому же рвутся чугунные трубы, в подвалах — канализационные сети.
Страдают и социальные объекты: больницы, школы и детсады. Очевидцы свидетельствовали, как в реанимации горбольницы №2 пациентов приходилось укутывать в халаты.
Пару дней Подольские чиновники пытаются разрулить аварию собственными силами, но успеха за этим делом не следует и приходится вынести сор из избы.
6 января, в Подольске, наконец, вводят режим ЧС локального характера, что позволяет привлечь в округ допсилы из соседних городов и регионов.
Пресс-служба губернатора и правительства Московской области обещает вернуть тепло в квартиры Климовска к вечеру вторника, 9 января.
В этот же день «Новые Известия» выехали на место событий и оценили, насколько реалистичны эти прогнозы. Спойлер: совершенно сказочны.
Всего, по разным оценкам, в Климовске при отключениях тепла, воды и электричества пострадало от 20 до 40 тысяч человек. На 9 января, несмотря на обещания властей, сделанных ранее, коммунальщики смогли вернуть тепло лишь в треть замерзающих домов.
Ликвидация ЧС в пострадавших кварталах Климовска, тем не менее, впечатляет. Последние пять дней жители микрорайона не могли ни до кого дозвониться, от них отмахивались даже на экстренной «112», а глава Подольска публично транслировал мысль, что он тут не при чем.
Сегодня, в первый рабочий день картина — совершенно иная. Дворы улиц Симферопольская, Заводская, Революции, Весенняя, проспекта 50-летия Октября заполонены спецтехникой и коммунальщиками. Мы разглядели здесь и «Объединенную энергетическую компанию», и «Мосводоканал», и «Мосгаз», и «Мосводосток», и «МСК Энерго», и «Автодор», и ДПС, и МЧС, и полицию.
Люди в спецодежде рассредоточились по всему городу. Они в подъездах и дворах (первым делом), в магазинах и закусочных, в торговых центрах, в общественном транспорте, в цветочных магазинах. Ни на минуту не дают забыть, что в родном городке ЧП нерядового порядка.
Во дворах присутствуют и люди, не похожие на рабочих. Они скорее наблюдают за внешней суетой.
Знакомимся. Николай и Георгий представляются «водителями начальства».
— Мы из Москвы. От дома к дому сопровождаем шефов. Как что они делают? Инспектируют ремонтников. Ну вот и мы с ними. Меня вчера даже босс спрашивал: «Ты что бухал?» Да какой там бухал! Три дня на ногах, три дня без сна. Вид уже такой, конечно — не из лучших, — пытается шутить Георгий.
В зоне бедствия — волонтеры. Ангелина рассказывает, что в списке на сегодня у нее несколько домов. Нужно все их обойти, заполнить опросники про тепло и электричество, раздать нуждающимся продукты, корма для питомцев, бабушкам и дедушкам — лекарства. В продуктовом наборе — картошка, морковка, перец, хурма, крупы, кондитерские изделия.
По номерам спецтранспорта можно прикинуть, что на подмогу Климовску прислали аварийные службы из Москвы и Подмосковья, например, Одинцова, Мытищ, Красногорска, а также из Калужской области и т. д.
Однако, как бы грандиозно ни выглядела операция по спасению замерзающего Климовска, надо признать, что возвращаться к прежней жизни Климовску очень и очень трудно.
Отопление частично появляется в некоторых домах, но никак не возвращается. Почему? Котельная всё еще выведена из строя, а прорывы на теплосетях не залатаны. Аварийные службы просто сооружают прямо во дворах переносные автономные станции (работают от генераторов).
С горячей водой и электричеством — по-прежнему туго.
— У нас отопление отключили 4 января в четыре утра. К обеду уже квартиры были ледяные. А у меня семимесячный внук на руках, представляете? Пришлось быстро всех расселять по родственникам. Ну, мы грелись, как могли. Включали газ. Надевали на себя всё, что было. У кого были домашние животные, грелись об животных, но питомцы ж не у всех есть… Наполняли бутылки горячей водой и ложились спать с этими бутылками. Очень страшно было уснуть и не проснуться оттого, что во сне замерзнешь насмерть, — рассказывает Светлана Набатова, жительница дома на проспекте 50-летия Октября.
Пенсионерка задаётся справедливым вопросом: почему при ежемесячной коммунальной плате в 10 тысяч рублей (за небольшую трёшку в хрущевке) тридцать лет кряду никто в доме не видел никакого ремонта, никакой модернизации сетей?..
Подъезды, в которые мы заглянули, действительно, выглядят ветхими.
Женщина стоит около своего подъезда и фотографирует посланную к ним аварийную бригаду от Мосгаза. К ней подходят соседи, такие же растерянные, как и она сама — не знают, уже надо радоваться или продолжать печалиться дальше.
Отопление как бы в дом вернулось (факт), но оно же… как же его назвать… автономное дворовое. Служба «04» подвозит газовые баллоны, их тащат в подвал и с их помощью размораживают котёл.
Похожая ситуация в квартире у Нины Щ. из соседнего квартала на улице Симферопольской. К ним вернулось тепло, но нет горячей воды, электричество включили сегодня — но в дом оно подаётся с машин-генераторов «МСК Энерго»!
— Горячей воды нет — все руки, вон, себе отморозила, пока возилась в ледяной воде. Еще вчера дома было всего 5 — 7 градусов тепла. Сегодня батареи заработали в двух комнатах из трёх. У нас воздушная пробка в стояке с розливом сверху. Приходили ремонтники, предупредили, что половина соседей не открывают на стук — видимо, еще не вернулись с каникул, а без проникновения в их квартиры до конца вопрос не решить, — рассказывает жительница.
Но сколько продлится щедрая акция с «примочками»? Никто не знает. Убери сегодня баллоны, отгони машины-электрогенераторы, и всё — дома снова немедленно погрузятся в холод и тьму, потому что первопричина исчезновения тепла — прорывы на теплоносителе — не устранена. Котельная тоже не восстановила свою работу.
Нина Щ. подтверждает: капитальных ремонтов в домах не было уже лет тридцать-сорок. Особенно страдают т. н. «шлаковые дома» — построенные из дешевых материалов сразу после Великой Отечественной войны. Мелкие аварии, конечно, случались и раньше, но бедствий такого масштаба здесь не помнят.
Никита К. в своем заиндевевшем подъезде вылавливает проходящих мимо коммунальщиков — а есть ли надежда, что свет и тепло вернут сегодня?
— Какой там! Думаю, что и завтра-то вряд ли, — не разделяют его оптимизм аварийщики.
Мужчина рассказывает, что живет вместе с пожилой мамой. Тепла, горячей воды и электричества нет уже шестой день.
— Уже моржом стал. Как будто и привык мыться в холодной воде. Как спасаемся? Одеваемся и закутываемся во всё, во что можем. Тепловую пушку домой приволок. Газ жжем, — рассказывает Никита.
Собеседника огорчает, что из обеих кранов течёт одна только холодная вода, а счетчика-то крутятся оба. В обещанную по телевизору компенсацию или перерасчет он не верит.
У опрошенных нами других жильцов микрорайона тоже нет желания бороться с чиновниками в суде. «Вот, если автоматом всё сделают или хотя бы платёжки нулевые за январь выставят — вот тогда хорошо».
Задать вопросы нам, конечно, хотелось бы и чиновникам Климовска — в чём, по их мнению, причины молниеносно развившегося бедственного положения?
Но Администрация Климовска на Ленина, 5 (головное здание) сегодня выглядела безжизненно. На первом этаже развешано множество объявлений для жителей городка. Но смысловое их содержание скорее в том, что помощи в этом «заброшенном храме» искать не стоит.
Спецкор «НИ» вступила в разрекламированный на доске информации телеграм-чат «Наш Климовск: Вся актуальная информация об аварийных работах, помощи и другим вопросам, связанным с отоплением в микрорайоне». Мы попросили жителей, пострадавших от коммунальных аварий, выйти на связь. В чате не удалось пробыть и пяти минут, как инициатор — по-видимому, некто из администрации Подольска выкосил нас из группового диалога, как сорняк.
Открытость и прозрачность, что и говорить… Напомним, позавчера жителям Климовска также запретили включать собственные камеры на встрече с губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Мотивировали тем, что нужная камера, которая снимет всё, как надо, уже есть.
В МУП «УК Подольск» 9 января тоже не оказалось ни одного руководителя.
— И сегодня не будет, и завтра не будет, и через полнедели, скорее всего, не будет. Все заняты оперативной ситуацией и работают сейчас по адресу Аварийно-диспетчерской службы, — сказали в окошечке приемной.
Одной из немногих «незапертых дверей» в администрации Климовска 9 января оказалась приемная КПРФ. Помощник депутата городского округа Подольск Алексей Ананченков тоже пострадал в нынешнем коммунальном бедствии. Его 87-летняя лежачая бабушка — жительница одного из «погрузившегося во мрак» домов. Но бабушке Алексея, как он сам выразился, повезло: дети и внуки нормальные — быстро привезли два радиатора и обогрели «пещеру». Но он с ужасом думает об одиноких престарелых людях, инвалидах, которые могли легко оказаться заложниками «ледяных пещер».
— Живу в Климовске на протяжении 42 лет. Вот ровно столько лет, как минимум, оборудование котельных не заменялось и не ремонтировалось. После передачи их в частные руки по государственно-частному партнерству всё стало донельзя плохо. Также появилось множество организаций-прослоек навроде Единого расчетного центра. А у семи нянек, как известно, дитя без глаза. Мое мнение касательно причин: обыкновенный русский авось. За что арестовали владельца котельной и замглавы Подольска по ЖКХ? Представители горадминистрации обязаны объезжать котельные, проверять их, как минимум, проводить опрессовки и только потом ставить свою подпись в акте о приемке котельной к отопительному сезону. Раз обе стороны акта приёмки котельной задержаны, полагаю, что у них этот акт был сфальсифицированный, — говорит Алексей Ананченков.
Но есть и другой играющий не на руку фактор: административная реформа, укрупнение городов.
— До административной реформы у больниц, школ, детсадов, домов престарелых были собственные котельные. Потом их приватизировали. Ровно как и автобазы с уборочной и спецтехникой. Теперь, когда зимой случаются неожиданные морозы или снегопады, техники не сыскать. По нашему вызову о прорванной теплосети аварийная служба из Подольска едет 4 часа, хотя между нами 3 километра. Сегодня же упорно продолжают нас встраивать в дальнейшую агломерацию: теперь хотят соединять с Можайском, до которого 70 километров пути. Страшно подумать, чем это может закончиться, — комментирует помощник депутата.
Везет из Климовска обратно в Москву нас таксист Дамир. Он — из соседнего Чехова, но он, водитель, на своей шкуре прочувствовал масштаб беды.
— Дней пять вывожу отсюда людей к родственникам в Москву. Пожилых — ко взрослым детям или, наоборот, семьи с детьми к любым их родственникам. Последняя клиентка запомнилась. Рассказала, что сначала им обещали починить всё за три дня, потом еще день, еще и так далее. Люди не выдерживают, пакуют чемоданы, забирают детей, домашних животных и едут, куда глаза глядят. Просто чтоб не околеть.
Покидаем мы Климовск по темноте. Пятиэтажки с обеих сторон проспектов наваливаются на нас безжизненными темными «айсбергами» — темно на улице, темно и в домах. Редко одно-два окошка освещены: значит там изобрели что-то автономное…
Напомним, коммунальная катастрофа произошла в Климовске в разгар новогодних праздников — 3–4 января.
7 января Следственный комитет России сообщил о возбуждении уголовных дел — по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и по превышению должностных полномочий. По нему задержаны трое человек: начальник котельной, гендиректор ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» и замглавы по ЖКХ городского округа Подольск.
В этот же день президент Владимир Путин поручили приватизировать патронный завод.
По официальной информации от Министерства энергетики Московской области, первопричиной коммунального бедствия в Климовске стала котельная специализированного патронного завода. «Гидравлический удар» в свою очередь спровоцировал прорывы на магистральных сетях.
Губернатор Андрей Воробьев, в свою очередь, отметил, что котельные в Подмосковье часто становятся «местом наживы»: выделенные на обеспечение объектов деньги осваиваются, а должного уровня ответственности никто не несёт. Но вопрос об ответственности за такое положение дел жители Подмосковья адресуют и самому губернатору.
КСТАТИ
В пресс-службе губернатора и правительства Московской области отреагировали на репортаж «НИ». Их комментарий по развитию ситуации в Климовске:
Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил о первостепенной важности подключения к отоплению социальных объектов — школ, садов и больниц. Работы по устранению аварии в Климовске продолжаются.
Воробьев отметил, что социальные объекты также пострадали из-за отключения отопления. Глава региона подчеркнул, что важно как можно скорее обеспечить теплом школы, сады и больницы, чтобы не тормозить учебный процесс и обеспечить надлежащие условия для пациентов.
«Завершили работы на подстанции скорой помощи и приступили к подключению поликлиники — здесь уже готово взрослое отделение, тепло есть. Сейчас занимаемся детским отделением», — написал Воробьев в своем telegram-канале.
Он отметил, что под отключение отопления в Климовске попали 20 образовательных объектов. Для устранения аварии с 11 января заступают 30 бригад. Губернатор Подмосковья заявил, что в течение пяти дней все объекты будут подключены к теплоснабжению.
Ранее Воробьев отметил, что после коммунальной аварии в Климовске тепло подведено к 146 домам из 176. По словам главы региона, 7 домов, которые ранее запустили, пришлось отключить от отопления из-за утечек из системы, поэтому сейчас осталось подвести тепло еще к 37 домам.
«Из многоэтажных домов без отопления всего 12, они находятся в центральной части города. Работы по ним завершим до конца дня», — сообщил глава региона.