Posted 7 января, 14:30
Published 7 января, 14:30
Modified 7 января, 14:32
Updated 7 января, 14:32
В эти морозные праздничные выходные из-за сломавшегося поезда Адлер-Нижневартовск в Челябинской области образовалась целая пробка из шести замерзающих поездов дальнего следования, в которых по словам пассажиров стали заканчиваться запасы воды и еды.
Во Владимирской области в 30-градусный мороз застряла обесточенная «Ласточка» (предположительно из-за обледенения контактной сети), следовавшая по маршруту из Нижнего Новгорода в Москву — всех пассажиров экстренно перевели в первые 3 вагона.
В Ярославской области из-за технических проблем на перегоне Семиратово-Коромыслово 10 поездов дальнего следования 5 и 6 января отправлялись с задержкой 1,5-3,5 часа.
Кому-то просто голодно и холодно, а кто-то может и на самолёт так опоздать, потеряв дорогостоящий билет. Что же делать в такой ситуации?
В РЖД Олега Белозёрова решили купировать негативную ситуацию на корню и откупиться от пострадавших пассажиров. Но деньги людям не вернули. Пассажирам поезда Адлер-Нижневартовск за 11-часовую задержку начислят баллы по программе лояльности «РЖД Бонус». Хотя люди имеют право требовать куда больше.
Согласно Уставу железнодорожного транспорта РФ, за каждый час задержки простого поезда дальнего следования перевозчик выплачивает 3% от общей стоимости билета. Но есть одно условие — первый час задержки не считается.
Куда более весомая компенсация полагается пассажирам скорых поездов перевозчика АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). За опоздание на 30-60 минут полагается компенсация в 25% от стоимости билета. За опоздание на 1-2 часа — 50% от стоимости билета. За опоздание более 2 часов должны вернуть всю стоимость билета.
На бумаге всё выглядит красиво, но на практике, как всегда, есть нюансы. Во-первых, надо точно понять, услугами какого перевозчика вы пользовались. Как правило, билеты на поезда дальнего следования продаёт ФПК, но бывают поезда других государственных и частных компаний. Сами РЖД отвечают не за перевозку пассажиров, а за железнодорожную инфраструктуру. Иск надо подавать именно перевозчику.
Во-вторых, судебная практика показывает, что перевозчик может уклониться от ответственности, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Таким форс-мажором может стать даже некачественная работа РЖД.
Но это не значит, что следует сдаваться и отказываться от защиты своих интересов в суде. При грамотном подходе (лучше для этого обратиться к профессиональному юристу) можно даже получить компенсацию за сгоревшие из-за опоздания билеты на самолёт. В судебной практике был случай, когда поезд прибыл в Красноярск с опозданием на 3 часа и одна пассажирка была вынуждена купить новый билет на самолёт за 66 тыс. рублей. ФПК ссылалась на то, что РЖД не предоставило вовремя локомотивную бригаду. Суд первой инстанции назначил штраф в 40 рублей и компенсацию морального вреда на 500 рублей, а суд второй инстанции взыскал с перевозчика в пользу истца 33,5 тыс. рублей.
Также поводом для выплаты компенсации может быть отсутствие уведомлений о сроках задержки. Считается, что имея полную информацию, пассажиры могут вовремя скорректировать свои планы. И никакие морозы и перегородившие пути сломанные поезда не мешают уведомить пассажиров.
Как и в случае с холодными квартирами, важно придерживаться четкого алгоритма действий.
Получение полагающейся компенсации в России — дело зачастую непростое и хлопотное. Но если в сфере ЖКХ можно получить сущие копейки, то у перевозчиков ответственности куда больше. Есть шанс вернуть и стоимость билета, и компенсировать прочие убытки, вызванные задержкой поезда.