Posted 5 января, 15:31
Published 5 января, 15:31
Modified 6 января, 18:47
Updated 6 января, 18:47
В столице Госавтоинспекция протестировала светофор, который может фиксировать нарушения пешеходов. Сейчас фото нарушителя просто транслируется на установленный рядом экран. Но цель такого нововведения — выписывать штрафы нарушителям.
Начальник столичной Госавтоинспекции Алекандр Быков утверждает, что сейчас выписывать штрафы пешеходам, например, за переход дороги на красный свет, камеры не могут. Просто потому, что государство не обладает полной базой биометрических данных на всех граждан. По мнению Быкова, для начала нужно сделать сдачу биометрии не добровольной, как сейчас, а обязательной. И только после этого можно вносить правки в действующие законы (сейчас данные из Единой биометрической системы запрещено использовать для подобных целей), чтобы автоматически штрафовать людей.
По данным генерального директора Центра биометрических технологий (ЦБТ) Владислава Поволоцкого, банки, а именно они были крупнейшими хранителями биометрии, к концу 2023 года передали в государственную Единую биометрическую систему (ЕБС) более 80% записей. Но сколько именно россиян сдали биометрию (позволили сделать фото и записать образец голоса) — доподлинно не известно. Пока даже из Минцифры поступает противоречивая информация.
В конце 2022 года глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что биометрию сдали порядка 70 млн россиян. Да это же почти каждый второй житель России, включая младенцев и стариков в глухих деревнях! Спустя полгода, в июле 2023 года замглавы департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры РФ Юрий Шабанов озвучил более приземлённую оценку: россияне сдали биометрию более 50 млн раз. При этом кто-то мог сдавать биометрию несколько раз для обновления информации. В любом случае, база данных уже немалая.
Многие могут удивиться, чего же такого особенного и уникального в новой системе? Ведь ни для кого не секрет, что в российских городах установлены миллионы камер, которые помогают распознавать лица и ловить преступников, будь то воры или участники несанкционированных акций и митингов.
В Москве такая система работает с 2019 года, вот уже несколько лет лицом можно оплачивать поездки в столичном метро. А гендиректор компании NtechLab (один из разработчиков подобных систем) Сергей Сучков рассказал, что в 2021–2023 годах количество регионов, использующих технологии распознавания лиц, выросло в 12 раз — теперь их как минимум 62. Их используют в том числе для контроля входа в учебные заведения.
Принципиальная разница новой системы и старой заключается в используемых базах данных. Если просто снять лицо, то можно узнать, как и где человек перемещался раньше — хорошее подспорье для следователей, но установить личность не позволяет. Сейчас идентификация возможна только в том случае, если фото конкретного человека или его фоторобот имеются в базах силовиков. В таких условиях правоохранительные органы пополняли свои базы данных, как могли. Например, снимали всех, кто приходил на митинг оппозиции на проспект Сахарова в Москве в 2019 году.
Теперь же с использованием ЕБС становится возможной моментальная идентификация личности — это сосем иной уровень контроля.
Теория и практика не дают единого ответа на этот вопрос. На пленарной сессии Форума инновационных финансовых технологий Finopolis мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что качество распознавания лиц и автомобилей достигло 99,8%. Но стоит учитывать, что определять стандартизированные автомобильные номера проще, чем разнообразные лица. Погрешность по автомобилям может быть меньше, а по людям — больше.
То, что распознавание лиц работает не идеально, наглядно показал арест ярославского учёного Александра Цветкова. В феврале 2023 года система видеонаблюдения в аэропорту Домодедово приняла его за бездомного, который 20 лет назад в Москве совершил 3 убийства. Для обвинения хватило совпадения фото Александра Цветкова с фото преступника на 55%. Итог: 10 месяцев в СИЗО и освобождение только после вмешательства президента.
Официальная версия гласит, что биометрические данные не вечные и находятся во власти людей. Во-первых, по информации Центра биометрических технологий, данные людей имеют ограниченный срок годности — 2 года после попадания в ЕБС. После они должны быть удалены. Во-вторых, любой гражданин РФ имеет право удалить свои данные из ЕБС — для этого необходимо просто оставить заявку в соответствующем разделе Госуслуг.
Поводов сомневаться в том, что вся информация будет моментально безвозвратно удалена, и силовики не смогут ей воспользоваться, конечно же нет.
Как только люди поняли, что тотальная слежка несёт в себе угрозу для их безопасности, стали появляться способы борьбы с камерами. На передовой этой борьбы оказались жители Гонконга. После акций протеста против экстрадиции преступников на материковый Китай возник запрет для демонстрантов на ношение скрывающих лицо масок: чтобы избежать наказания, митингующие массово использовали медицинские маски, респираторы, строительные очки и прочие подручные средства. В 2019 году вспыхнул протест уже против запрета на маски. Но уже в 2020-м Высокий суд Гонконга признал этот запрет неконституционным и отменил его.
Властям по всему миру пришлось смириться с тем, что закрытое лицо — это норма. Особенно после пандемии 2019–2021 годов. Теперь настала эпоха борьбы производителей маскирующих масок и разработчиков систем распознавания лиц.
В Китае компания «Ханьвань» ещё в начале пандемии добилась распознавания лиц в медицинских масках с точностью 95%. Для этого достаточно лишь верхней части лица. В ответ учёные из университета Бен-Гуриона и Тель-Авивского университета создали маску с особым узором, которая должна вводить камеры в заблуждение. А в начале 2023 года итальянская компания Capable создала коллекцию дорогой трикотажной одежды, которая заставляет искусственный интеллект думать, что перед ним животное, а не человек.
Дизайнеры всего мира соревнуются в способах сохранения конфиденциальности — придумывают прозрачные маски из линз, проекторы иного лица, очки с инфракрасными светодиодами, дающими засветку. Но все эти способы сразу выдадут намерение человека скрыться от камер. А обычная медицинская маска — не гарантия безопасности. Заявляется, что даже система FacePay оплаты проезда в московском метро умеет распознавать лица в масках и прозрачных очках.
Радикальнее всех в вопросах сокрытия лица пошли жители Украины — там стали продавать реалистичные маски пожилого мужчины. Целевая аудитория — призывники, не желающие отправляться на фронт. Стоит такая маска 13,6 тыс. гривен или примерно 32,5 тыс. рублей. Защита от камер отличная, но вряд ли удобно такую маску носить постоянно.
Так что теперь внимательно следим за появлением нового законопроекта об обязательной сдаче биометрии. Именно он совершит революцию в тотальной слежке за гражданами. Начальник московской Госавтоинспекции первую удочку на эту тему уже закинул.