Елена Петрова
С 1 января у производителей газа в России вырос налог на добычу полезных ископаемых — НДПИ. Это связано с тем, что в декабре повысились тарифы на газ для промышленности, правда, не для всех отраслей. «Пощадили» электроэнергетику, ЖКХ и теплоснабжающие предприятия. Остальные будут платить на 10% больше. Раньше в газовой отрасли верили Минфину, который оправдывал повышение необходимостью помочь производителям газа заплатить налоги и хоть немного компенсировать убытки от санкций. Осенью наступила ясность: весь полученный от повышения тарифов доход пойдет в бюджет, а не на компенсацию выпавших доходов из-за санкций или обновление газового оборудования, которое пора менять. Чтобы избежать топливного коллапса лета 2023 года, правительство вернуло нефтяным компаниям налоговый демпфер. Поскольку бюджет и в 2023-м, и в 2024-м годах дефицитный, денег на это нет. Как и предсказывали «НИ», за демпфер нефтяным компаниям заплатят всем миром — бизнесу и гражданам повысят газовые тарифы, а Газпром и независимые производители повышение просто передадут в бюджет. Так экономические власти надеются сохранить контроль над ценами на бензин и дизель внутри страны.
Весь прошлый год власти страны готовили население и бизнес к повышению тарифов на газ. Сначала речь шла о повышении тарифов на 8% летом 2024 года и еще на 8% — в 2025 году. Однако при обсуждении в Госдуме этой осенью выяснилось, что повышать будут намного больше. С июля 2024 года все без исключения потребители газа будут платить на 11,2% в месяц больше, а с 2025 года — еще на 8,2%. Таким образом, рост цен на газ будет значительно опережать инфляцию. Согласно закону о федеральном бюджете, на 2024 год она запланирована на уровне 4,5%, а на 2025 год и того меньше — 4%. Увеличение тарифов на газ будет опережать среднее значение инфляции в 2,5 раза.
Как признался представитель Минфина в Госдуме, увеличение НДПИ приведет к изъятию 90% повышения тарифа у Газпрома. Но это только часть правды. О чем умолчал замминистра, так это хитрые коэффициенты, по которым будут изымать дополнительную выручку у независимых производителей.
До 1 января для всех производителей газа при расчете НДПИ применялся одинаковый коэффициент, который равнялся 134. Теперь правительство предложило увеличить его для независимых производителей, таких, как Новатек, Лукойл или «Роснефть. Эти компании заплатят почти в два раза больше Газпрома. Как объясняет эксперт аналитического центра „ИнфоТЭК“ Валерий Андрианов, установление разных ставок НДПИ для производителей одного товара — прямое нарушение антимонопольного законодательства. Впрочем, Минфин это мало волнует. Но есть вопрос: если Газпром заплатит 90% налога на повышенный тариф в бюджет, сколько заплатят другие? По всей видимости, 180%. У независимых отберут в два раза больше, чем дадут.
Ни одна компания не будет работать себе в убыток. Нет сомнений в том, что эти расходы поставщики газа немедленно переложат на потребителя. Тогда никаких 4-х процентов инфляции правительству не видать. Раскручивание маховика инфляции запрограммировано.
Независимые производители, в отличие от Газпрома, могут легко поднять цены на свой газ. Но эффект от этого будет спорный — чем выше цены, тем больше НДПИ они заплатят государству.
Администрирование этого налога станет для властей квестом. Цены на газ вырастут, а проконтролировать этот процесс крайне сложно. Газотранспортная система в стране одна, но закачивают в нее газ разные производители. Такого пиар-эффекта, как проверки ФАС автозаправок во время топливного кризиса или выступление профильного министра из курятника по поводу цены на мясо птицы, достигнуть будет крайне сложно. А недовольство населения будет не меньшим, об этом можно даже не говорить.
Эксперты уже сейчас предупреждают правительство о том, что может повториться прошлогодняя ситуация с демпфером. Тогда чтобы залатать бюджет, финансовые власти решили уполовинить выплаты по демпферу и вызвали топливный кризис, который потом решал президент Путин. Ирония судьбы в том, что теперь в поисках денег на выплату того же пресловутого демпфера и восстановления справедливости в отношении нефтяных компаний под раздачу попадают производители газа.
Ущерб от разбалансировки рынка окажется намного дороже, чем запланированные на 3 года 167 миллиардов рублей, которые принесет повышенный налог в бюджет.
Для граждан повышение цен на газ может превысить и так непомерные 20%.