Posted 2 января, 10:57
Published 2 января, 10:57
Modified 2 января, 11:01
Updated 2 января, 11:01
Елена Петрова
С 1 января 2024 года правительство отменило экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. «В соответствии с установленным порядком расчёта пошлин, экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 января 2024 года понизится на $24,7 и составит $0 за 1 т», — говорится в пресс-релизе Минфина, который, как известно, отвечает за российский бюджет. Теперь у российских экспортеров углеводородов с каждой тонны останется почти на 25 долларов больше. По данным Международного энергетического агентства, Россия экспортировала в июне 2023 года около 1 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов в сутки. Нехитрый подсчет дает, что правительство будет отдавать нефтяникам 25 миллионов долларов день дополнительно. Кто же откажется от 750 миллионов в месяц и не захочет эту сумму увеличить? Ведь 1,5 миллиарда долларов значительно лучше 750 миллионов! Будучи компаниями, ориентированными на получение прибыли, нефтяные компании могут и будут наращивать доходы. Правительство свои деньги с них возьмет, будь то возросший НДПИ или дивиденды, как в случае с «Роснефтью», где государство владеет контрольным пакетом.
Кажется, что российских потребителей, автолюбителей, аграриев и транспортников, это решение напрямую не касается. Для них главным остается вопрос: что будет с ценами на бензин и солярку в новом году? Однако хороших новостей у министров для них нет, хотя об этом напрямую никто не говорит: российская экономика совершила полный круг и вернулась в ту же самую точку, где она была в 2023 году. Никаких факторов и решений, которые могли бы остановить рост цен на топливо нет, пишет Телеграм-канал «Нефть и Капитал». И причин для нового скачка цен несколько.
Средний рост на топливо внутри страны в 2023 году составил 10%. Для сравнения, в 2022 году бензин и солярка выросли в цене всего на 2%. Казалось бы, что темпы удорожания нефтепродуктов в нефтедобывающей стране не могут превышать инфляцию. Но в 2023 году в России это было далеко не так: на декабрь удорожание составило 7,42%, а топливо прибавило на 25% больше.
Динамика роста цен на бензин и дизель в России за последние 10 лет и вовсе удручает. Солярка подорожала за этот период на 58,6%, а 95-й и 92-й — на 47%, пишет «Нефть и капитал».
Отмена экспортных пошлин — плохая новость для внутреннего рынка
Для хранителей российского бюджета — Минфина и правительства — большой разницы, как они будут получать доход от нефтянки, в общем, нет. Экспортная пошлина отменяется, зато вырастет НДПИ. Так компенсируется выпадание нулевой пошлины.
Правительству есть за что благодарить российские нефтяные гиганты. Именно они принесли 28,3% доходов в бюджет за 9 месяцев 2023 года, быстро сориентировавшись и перенаправив экспортные потоки на Восток. А теневой флот, созданный с нуля за несколько месяцев и умный обход санкционного потолка цен в 60 долларов за баррель, стоят отдельного «спасибо».
Однако проблемы внутреннего рынка тактика «игры в пятнашки» не решает. Обнуление пошлины — это еще один шаг на пути ручного управления экономикой. Взлетели цены на внутреннем рынке — ВИНКам запретили экспорт дизеля. Ситуация несколько успокоилась — пошлину убрали. Никаких других решений у кабинета, по-видимому, нет.
Эксперты говорят, что теперь оптовые цены на нефтепродукты вырастут гарантированно, потому что никаких рычагов, сдерживающих рост экспорта, у экономических властей страны нет. Конечно, можно опять подрядить ФАС провести проверки АЗС, как это было в августе и сентябре 2023 года. Но большого эффекта они и тогда не дали, и теперь чуда от ФАС ждать не стоит.
Что же нас ожидает весной?
С повышением акциза на нефтепродукты оптовые цены начнут рост, за ними подтянется розница. Уже к марту, когда на юге страны начнут пахать и сеять, солярка от 60 рублей за литр начнет свой путь наверх. Сначала о новом витке нам сообщат транспортники, а вслед за ними о помощи попросят аграрии.
Всем остальным автолюбителям приготовится — к выросшим ценам на автомобили прибавится дорогой бензин. Немудрено, что теперь автотранспорт в семье рассматривается все чаще не как средство передвижения, а как символ благополучия.