Андрей Злобин, к. т. н., специалист по авиадвигателям
29 декабря опубликовано сообщение ТАСС, согласно которому «Самолет авиакомпании Utair, летевший по маршруту Москва — Когалым, совершил вынужденную посадку в Сургуте из-за срабатывания сигнализации об отказе одного из двигателей, пострадавших нет». В сообщении уточняется, что на воздушном судне произошло срабатывание сигнализации об отказе правого двигателя самолета.
Отказ двигателя… Опять… В последнее время такие отказы происходят с пугающей частотой. Теперь уже поздно высказывать озабоченность. Теперь нужно объявлять тревогу и бить во все колокола. Отказы авиационных двигателей в нашей гражданской авиации стали настолько регулярными, что пора вспомнить о теории вероятностей. Налицо опасная закономерность. Хочется, конечно, надеяться на бесконечное везение, однако математика упорно диктует пессимистический взгляд на ситуацию.
Средний обыватель совершенно не представляет, насколько сложным является современный авиационный газотурбинный двигатель. Увидев однажды такой двигатель в разрезе, даже мельком познакомившись с его «начинкой», большинство людей теряют дар речи. А у многих попросту волосы встают дыбом. Тысячи деталей. Это такой рафинированный хайтек, которому в нынешнем мире трудно найти близкий аналог. Не случайно работоспособность авиадвигателя в течение всего срока эксплуатации определяется жесточайшей технологической дисциплиной. Это и строгое соблюдение технологий производства, и столь же строгие правила сервисного обслуживания.
Однозначным безобразием, фактически преступлением является нарушение строго установленных технических регламентов. В первую очередь преступлением является протекционизм, допуск к работе в авиации неучей без специального авиационного образования. Именно из-за вмешательства дилетантов всех уровней происходят в нашей авиации отказы техники, а иногда и трагедии. Не случайно опытные авиационные профессионалы учат молодежь — все законы в авиации написаны кровью.
Поскольку отказы авиадвигателей не прекращаются уже долгое время, совершенно очевидно, что надлежащих мер по ним не принимается. Этот вывод возможно категоричен, но основан на фактах. Как специалист, я считаю необходимым срочно ужесточить меры контроля за соблюдением технических регламентов и исключить эксплуатацию авиатехники, не получающей полноценного сервисного обслуживания. В противном случае будет иметь место трагедия, и возможно не одна.
Андрей Евгеньевич Злобин — кандидат технических наук, инженер-механик и математик, в 1990-е годы начальник сектора «Двигатели беспилотных летательных аппаратов» Центрального института авиационного моторостроения ЦИАМ.