Сербская оппозиция, которая уже провела несколько громких протестных акций в столице этой стране Белграде, сдаваться не собирается. В четверг 28 декабря, в социальных сетях ее лидеры выступили с призывом к своим сторонникам: «Приносите палатки, одеяла, сумки, лампы, еду, воду и всё остальное,
что нужно для лагеря! Лагерь будет состоять из нескольких зон, которые помогут нам оставаться мотивированными, будет тепло и энергично».
Один из оппозиционных лидеров Никола Ристич, сообщают сербские социальные сети, сообщает, что начало обустройства протестного лагеря в центре столицы Сербии запланировано на пятницу, 29 декабря. Так что встреча нового, 2024 года в этой стране обещает быть особенно жаркой.
Впрочем, протесты сторонников оппозиционной коалиции «Сербия против насилия» не утихали всю эту неделю, а в четверг состоялась очередная акция у стен Республиканской избирательной комиссии в центре Белграда, после которой ее участники провели шествие по городу. Журналисты насчитали там примерно 400 человек.
Россия реагирует на эти события настороженно, поскольку оппозиционеры декларируют свою прозападную ориентацию, в отличие правящей партии и ее лидера, президента страны Александра Вучича, которые так и не присоединилась к антироссийским санкциям. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров так отозвался об этих события: «Запад пытался поставить Сербию перед выбором: либо присоединение к санкциям против России, либо, в противном случае, они попытаются устроить там государственный переворот.»
Посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко тоже уверен, что «Именно вопрос о неприсоединении Сербии к антироссийским санкциям стал ключевым поводом для западной активности. И подталкивание оппозиции к протестам происходит именно поэтому — потому что расшатать надо эту позицию в первую очередь». Он считает, что давление на Белград будет продолжаться «в форме подпитывания протестов». По поводу пророссийской позиции Вучича, посол сказал: «Сама формулировка „пророссийский деятель“ смущает. Он должен быть сербским деятелем, коим он и является. Он ставит во главу угла сербские национальные интересы. При этом Россию он очень любит, у него огромный интерес к России — в том числе и к политическим процессам. И он заимствует определенный опыт, который приложим здесь, в Сербии. Это факт».
А вот российский историк и политолог Алексей Макаркин считает, что всему виной результаты выборов именно в столице, где коалиция Вучича получила чуть меньше 40% голосов, и займет в городской ассамблее 49 мест из 110, тогда как оппозиционной коалиции с 35,5% достанется только 43 места. При этом «Сербия против насилия» уверена в фальсификации выборов в Белграде, причем весьма масштабных, а потому требует нового голосования.
По мнению Макаркина, в некоторых странах Центральной Европы столичный и провинциальный электорат существенно отличаются между собой в политических предпочтениях. Шансы у сербской оппозиции есть, считает эксперт, но только в том случае, если ей удастся привлечь на свою сторону представителей других, недовольных итогами выборов партий, к примеру сербских «популистов».