Аттракцион невиданной щедрости продемонстрировал Верховный суд Башкортостана, снизив присужденную ранее сумму компенсации башкирскому пенсионеру Фатхулле Исхакову до 2 миллионов рублей. В сентябре же этого года Ленинский районный суд Уфы присудил выплатить ему в качестве компенсации морального вреда 31,6 миллионов рублей. Однако, Министерство финансов подало жалобу на это решение, и вот результат: сумма выплаты за то, что Исхаков 13 лет отсидел в колонии якобы за попытку зарубить топором своих соседей, была снижена сразу в 16 раз.
Наше издание уже посвятило этому громкому делу большой материал, предсказав в нем вердикт суда. Тогда «Новые Известия» назвали Фатхуллу Батретдиновича Исхакова самым известным пенсионером Башкирии. И не напрасно, поскольку реабилитации за преступление, которого не совершал, он добивался целых 65 дет!
Первоначально же 86-летний пенсионер оценил моральный понесенный им ущерб в 450 миллионов рублей, намереваясь на эти деньги поправить свое здоровье, купить усадьбу и нанять работников.
Любопытно в этой истории и то, что оправдали Исхакова только спустя 53 года, после вынесения ему приговора еще советским судом в 1959 году — 15 лет лишения свободы. Следователи тогда «установили», будто Фатхулла Исхаков, пробравшись в соседний дом, попытался зарубить топором трех девушек. Спустя более, чем полвека после вынесения приговора в уфимскую прокуратуру пришел тот самый человек, который и давал показания против него, Наиль Саитбаталов, и заявил, что преступление совершил именно он.
Сам же Исхаков объяснял и суду, и журналистам, что во время следствия, его заставляли при помощи унижений и пыток, в том числе и голодом, признаться в содеянном. Стоит ли говорить о том, как следствие и отсидка в колонии повлияли на его физическое и психическое здоровье? Более того, жена не дождалась и умерла, пока он отбывал срок, а сын стал беспризорным.
Но Верховный суд этим доводам не внял. Разумеется, пенсионер считает вердикт издевательством и намерен бороться за справедливость до конца.
Между тем, «Новые Известия» сообщили в своем материале еще в начале декабря, что Фатхуллу Исхакова предупреждали заранее, что судья урежет ему компенсацию. Тогда на улице к нему подошел незнакомый человек и настойчиво посоветовал отказаться от компенсации, а также вручил ему конверт с анонимным письмом: «Хотим вас предупредить, что апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного суда Башкирии поставлена задача максимально снизить сумму компенсации, присужденную Ленинским районным судом. Инициатива идет лично от Председателя Верховного суда Башкирии Шайдуллина Р.Р.»
Тогда же адвокат Исхакова Виталий Буркин уточнил тогда нашему изданию:
— От него ничего не требуют. Вчера или позавчера пришло письмо, в котором сообщают, что не рассчитывайте на объективное рассмотрение дела, так как председатель Верховного суда лично давит на суд. Это анонимное письмо».
В случае, если Исхаков не сумеет опротестовать это решение суда, он получит 154 000 рублей за каждый год, проведенный им за решеткой, или 12.800 рублей за каждый месяц. Такая вот «прибавка» к пенсии…
Между тем, около полутора лет тому назад «Новые Известия» сообщали о том, что в Ярославле в больнице скончался так называемый «распятый зэк» Евгений Макаров. Он отбывал наказание за реальные преступления, но при этом был непримиримым борцом за законные права заключенных. За что жесточайшим образом и пострадал: сотрудники ФСИН пытали и избивали его постоянно и изощренно. К примеру, в 2017 году он всего за 10 минут перенес 856 ударов от сотрудников колонии в качестве «воспитательной работы». В побоях приняли участие более десяти силовиков, они избивали зека дубинками по пяткам, а когда он терял сознание, приводили его в чувство и снова избивали. Все они в итоге были осуждены, но как-то очень легко, так что можно сказать, отделались легким испугом. А вот Макаров умер, не дождавшись от государства ни нормальной медицинской помощи, ни компенсации.