Posted 27 декабря 2023, 13:06
Published 27 декабря 2023, 13:06
Modified 27 декабря 2023, 13:08
Updated 27 декабря 2023, 13:08
19 декабря 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал закон № 618-ФЗ, согласно которому на использование детьми телефонов в школах России налагается запрет. Подписанный главой государства документ был в тот же день опубликован в Сети — в нем отмечается, что в силу он вступает с момента этой публикации.
Согласно закону, в правила внутреннего распорядка школ России будут внесены определенные поправки, и именно: на их основе будут запрещены телефоны. Дети смогут пользоваться ими только в исключительных случаях:
Что касается использования телефонов в школах с целью обучения, то такой вариант допускается, однако делать это можно будет только посредством исключительно школьных устройств, а не личных. Смогут ли ученики пользоваться личными телефонами вне уроков, то есть на переменах? Такая возможность у детей останется. Кроме того, дети по-прежнему смогут пользоваться и специальными фитнес-браслетами.
В законе перечисляются уже упоминавшиеся обстоятельства, при которых использование учениками телефонов в школе будет допускаться. В тексте также зафиксирован запрет на использование средств связи в рамках занятий, если речь идет об утвержденной образовательной программе. Случаи же, которые образовательной программой предусмотрены, к этому правилу не относятся, о чем также сказано в тексте закона. Иными словами, если программой предусмотрено использование детьми телефонов (электронных ресурсов), то пользоваться ими будет можно.
Комментируя инициативу, председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин отметил, что с соответствующими просьбами неоднократно обращались как педагоги, так и родители учеников.
«Принятие закона повысит авторитет учителя, будет способствовать живому общению в классе. Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией», — отметил председатель ГД РФ.
Закон вступает в силу с момента его подписания президентом Российской Федерации — то есть с 19 декабря 2023 года. Обращаясь к тексту документа, можно увидеть, что во втором пункте зафиксированы поправки, которые будут внесены в распорядок школ Российской Федерации. Соответственно, сам запрет на телефоны в школах будет действовать на основании этих поправок.
В свою очередь, поправки в распорядок школы смогут внести после получения соответствующих рекомендаций методического характера и информационных писем из Министерства просвещения России. После этого будут также даны и необходимые разъяснения.
Мнения по поводу запрета телефонов в школах в обществе разделились. Некоторые педагоги утверждают, что дети должны понимать сами, когда уместно пользоваться гаджетами, а когда нет. Однако учителя отмечают и наличие зависимости у многих детей от мобильных телефонов и признаются, что запреты с ней вряд ли помогут справиться.
Безусловно, сами школьники относятся к запрету на использование телефонов в стенах учебных заведений без особого энтузиазма. Однако, как признаются некоторые ученики, в их школах в любом случае уже действует запрет на использование гаджетов, и телефонами можно пользоваться только на переменах.
Во многих школах действительно нельзя использовать телефоны на уроках — такой запрет вводится по инициативе самих педагогов. На своих уроках они забирают гаджеты у тех, кто пренебрегает запретами, и отдают их обратно только после того, как занятие заканчивается.
Родители российских учеников относятся к запрету на телефоны в школах неоднозначно. Некоторые из них в действительности выступают против гаджетов в стенах учебного заведения, считая, что они мешают образовательному процессу и даже вредят здоровью детей. Другие родители, напротив, убеждены: дети должны соответствовать современным тенденциям и извлекать из использования смартфона пользу, в том числе и в рамках процесса обучения.
Мамы и папы школьников сходятся в одном: устройства не должны отвлекать детей, пока те находятся на уроках. Если гаджет действительно мешает образовательному процессу, не остается ничего другого, кроме как наложить на его использование официальный и действующий запрет.
Учителя оценивают перспективы запрета на использование телефонов в школах комплексно, с разных точек зрения. Валентина Третьякова, учитель географии и биологии топовых московских школ с педагогическим стажем 15 лет, сертифицированный международный педагог IB MYP, спикер российских и международных конференций, автор блога «Влюбить детей в учебу» и курса для родителей «Уроки сам», подчеркивает: есть несколько важных нюансов, которые напрямую относятся к его исполнению. «Будут ли наказывать за использование мобильников школьниками, как и кого? Как будут отслеживать эти нарушения?» — перечисляет эти нюансы эксперт.
«Беспрестанно контролировать каждого ученика на уроке на предмет использования телефона очень затруднительно для учителя, поскольку часто в классе более 35 учеников. Это может привести к лучшей маскировке учениками своей незаконной деятельности», — отмечает Валентина Третьякова.
В числе других нюансов, которые эксперт считает необходимым учитывать, такие: как будет восполнено время преподавателя, который пользовался возможностью электронного тестирования с автоматической проверкой тестов сотен учеников в день, и будут ли запрещены наряду с телефонами часы, планшеты, ноутбуки?
«Ведь старшеклассники закачивают учебники в планшеты, чтобы не таскать многокилограммовые портфели, — напоминает педагог. — Как все это объяснять самим детям и подросткам? Ведь они могут воспринять это как нарушение их личных границ и начать испытывать больше негатива к школе в целом».
Валентина Третьякова делает акцент на том, что дети часто вовлекаются в гаджеты, поскольку их реальная жизнь, как в школе, так и дома, недостаточно интересна им или слишком тяжела эмоционально.
«Готовы ли мы, взрослые, не закрывать на это глаза, а быть достаточно чуткими и ответственными, чтобы продолжать решать эти проблемы, с которыми столкнулись дети в XXI веке?» — задает вопрос эксперт, отмечая, что данный запрет — это «лишь кусочек пазла по вовлечению детей в реальную продуктивную жизнь: нужны дальнейшие продуманные механизмы по его реализации, а также готовность увидеть проблемы, лежащие более глубоко».
В Госдуме признаются: пока сложно прогнозировать, как будет реализован запрет на использование телефонов в школах. Как отмечает глава Комитета ГД РФ по просвещению Ольга Казакова, образовательные учреждения должны будут на своем уровне решить этот вопрос. Также Казакова подчеркнула, что в образовательных целях не будут использоваться личные гаджеты учеников.
Министр просвещения России Сергей Кравцов уточнил, что о запрете телефонов как таковом речи не идет, и заверил, что дети в любом случае будут оставаться на связи с мамами и папами. При этом в рамках процессов обучения телефоны должны использоваться исключительно с разрешения педагога.
Вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой отметил, что вопрос, когда и как выдавать детям телефоны, должна будет решать администрация конкретной школы совместно с родителями. Так, телефоны могут выдаваться школьникам либо после окончания всех уроков, либо на переменах.
Владислав Комаров, дипломированный психолог, нейрокоуч, специалист НЛП и гипноза с 2019 года, сертифицированный специалист ДПДГ (EMDR), автор иммерсивного тренинга «Аутентичность» и программы «КПСС (Краткий путь к счастью и свободе)» напоминает: телефон, а точнее то, что внутри — игры, общение и другие развлечения, — дарят ребенку выработку быстрого дофамина — гормона счастья.
«Аналогом такого дофамина может быть вкусная еда. Давайте представим, что взрослому человеку запретят что-то вкусное, что он каждый день ест. Естественно, будет агрессивная и непонимающая реакция. Более того, вместо быстрого и легкого дофамина учителя и система образования в целом не предлагает никакой замены, — рассуждает эксперт. — Об этом стоит теперь задуматься законодателям и тем, кто лоббировал этот запрет. В рамках обучающего процесса, кроме непосредственной передачи знаний, необходимо добавлять игровые, развлекательные и активные механики. В таком случае дефицит дофамина можно было бы закрывать в рамках образования, и не потребовался бы запрет на гаджеты».
Сергей Гатауллин, российский ученый, кандидат экономических наук, блогер и техноброкер, отмечает, что поправки закона об образовании были приняты «при активном участии инициативной группы педагогов и родителей, искренне переживающих за то, что происходит сегодня в школе». По мнению эксперта, поправки смогут продолжить реальную трансформацию от оказания образовательных услуг к качественному процессу обучения, в котором учитываются интересы всех сторон образовательных отношений.
«В целом же вопрос использования смартфонов детьми является проблемой, выходящей далеко за рамки образовательного процесса. Можно согласиться с мнением авторитетных коллег об особом вреде использования гаджетов в раннем возрасте. Вполне уместно сравнение с алкоголем и соответствующими возрастными ограничениями употребления, при этом сначала родители должны понять все риски ранней цифровизации ребенка», — подчеркивает Гатауллин.
Юрист Данил Стренин сомневается в том, что запрет на телефоны в школах будет полезен, объясняя это тем, что ответственность за нарушение этого закона не предусмотрена, введенные новые нормы не содержат санкции.
«Сомневаюсь, что за использование телефонов в школе будут как-то привлекать родителей, так как школьники имеют право иметь с собой телефоны. Поскольку никакой ответственности пока не установлено, полагаю, что вероятность принятия дополнительных поправок в законодательство, устанавливающих штрафы за использование гаджета на уроке, крайне низкая. Для установления штрафа необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку лицо может быть привлечено к административной ответственности только с 16 лет, эти положения не будут распространяться на большинство школьников», — отмечает эксперт.
Данил Стренин считает, что запрет, скорее всего, будет соблюдаться лишь косвенно. Основная проблема запрета телефонов в школе складывается в области связи детей с различными заболеваниями с родителями.
«Так, дети с диабетом должны иметь постоянную связь с родителями, чтобы не допустить обострения заболевания, при этом новый закон сейчас не делает для них каких-либо исключений, поэтому полагаю, что запрещать смартфоны в школе не стоит», — считает юрист.
Россия — далеко не единственная страна, где на законодательном уровне установлен запрет на использование в школах телефонов. К примеру, в Германии, на территории ряда земель, такой запрет уже давно действует. Так, пользоваться телефонами в школах запрещено в Баварии, а на других территориях за образовательными заведениями закреплено право устанавливать и фиксировать правила использования гаджетов на свое усмотрение.
Запрет на телефоны в школах действует в странах СНГ — в Таджикистане, в Азербайджане, а также в Греции. А вот в Великобритании школы принимают решение о запрете на свое усмотрение, поэтому в некоторых образовательных учреждениях дети лишены возможности пользоваться гаджетами в стенах школы, а в других, напротив, ученики даже на уроках могут читать учебники на планшетах и смартфонах.
С 2018 года запрет на телефоны в школах действует во Франции. До этого времени в стране уже был закон, запрещающий ученикам пользоваться гаджетами на уроках, — дети перед тем, как попасть в класс, были обязаны выключить устройства. Впрочем, ожидаемых результатов это не дало, и почти половина французских школьников продолжала пользоваться телефонами в стенах учебного заведения. По этой причине требования были ужесточены — на использование телефонов установили абсолютный и полный запрет. Так что во Франции школьники не пользуются гаджетами даже на переменах. К слову, далеко не все родители отнеслись к этому запрету с энтузиазмом, и многие до сих пор выражают недовольство и даже обращаются к президенту страны с требованием обеспечить связь с детьми в течение дня.
Запрет на телефоны в школах с 2019 года действует в столице Испании — Мадриде. Ранее аналогичный запрет был наложен на использование гаджетов в учебных заведениях двух регионов государства. Дети в школах могут брать с собой смарт-часы, планшеты и другие мобильные устройства, однако храниться они должны в специальных шкафах или в рюкзаках — разумеется, в выключенном состоянии. Кстати, площадки для игр тоже относятся к территории школ, но запрет на них распространяется не в полной мере: можно пользоваться телефонами на игровых площадках или нет — решает директор образовательного учреждения.