Ирина Мишина
Ныне популярный формат диалога власти и общества — это извинения. Извиняются все — актеры, общественные деятели и даже отдельные школы. Все это сродни какой-то эпидемии, которая охватила общество.
Эта кампания началась с Самарской области, где дети мигрантов избили российских детей. За обиженных заступился губернатор Дмитрий Азаров, но дети мигрантов записали оскорбительное ответное обращение. После этого на камеру извинялись и семьи мигрантов, и глава таджикской диаспоры Самары Сунатуло Назриев.
Но то, что произошло после «голой вечеринки» в клубе Мутабор, превзошло все предыдущие волны покаяния. На камеру каялись Филипп Киркоров, Лолита Милявская, Дима Билан, Ксения Собчак, сама организатор вечеринки Анастасия Ивлеева…
Все это превращается уже в некий общественный феномен. Почему так происходит?
«Охранители, предъявляющие претензии к „голой вечеринке“, позиционируют себя как столпы общества, но общество на самом деле сегментировано. Есть, например, аудитория телеканалов, которая и любит, и ненавидит своих кумиров одновременно. И надо понимать: любая мобилизация вокруг темы дает ответную реакцию, особенно когда врагов делают из воздуха. Сейчас в политическом поле противников нет — давайте найдем их на эстраде. Надо также помнить, что любая история травли никогда в обществе не вызывала поддержку, обиженным всегда сочувствовали. Почему все это происходит сейчас? Накануне выборов возникла некая группа, которая хочет показать свою нужность. Дескать, смотрите, какие мы преданные и нужные», — заявил «НИ» политолог Александр Кынев.
Требования извинений в последние дни вышли за пределы эстрады. В Находке извинений потребовали от школы: там на новогоднем празднике учитель физкультуры нарядился в костюм Снегурочки.
Рассказываем, как все было. Праздник под названием «Маскарадница» прошёл в школе № 26 в микрорайоне посёлок Ливадия. Учителя и дети пришли в карнавальных костюмах, на переменах играла новогодняя музыка, детей развлекали Дед Мороз и Снегурочка, рекреации и классы были заполнены смехом и положительными эмоциями. Однако часть жителей нашли в этой весёлой бочке ложку ЛГБТ*-дёгтя. Они возмутились, что Снегурочкой был учитель физкультуры.
«Прошу прокуратуру обратить внимание. О каких ценностях может идти речь, если Снегурочку играет парень», — написал один из возмущённых в комментариях телеграм-канала главы Приморья Олега Кожемяко.
Интересно, что Дед Мороз, которого играла девушка, никого не оскорбил. Руководство школы решило на всякий случай извиниться перед теми, кого обидела такая Снегурочка (среди родителей таких не было). По словам представителей школы, это была не обычная Снегурочка, а Снегурочка-волк — мол, в школе повторяли известную сценку из мультфильма «Ну, погоди!». Самое смешное, что дети были в восторге, никакого злого умысла или подтекста не было. В ближайшие дни в школе должен был пройти маскарад для старшеклассников, но теперь, вероятно, его проводить не будут. На всякий случай.
В соцсетях пользователи усомнились в нужности извинений. Родительница Эльвира Горетая, например, пишет: «Простите, а что тут запрещённого? Молодцы старшеклассники, развлекают как могут, у вас чувство юмора отсутствует? Мы в школе тоже участвовали в жизни школы.
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян в этой связи отмечает: «Психическое нездоровье накрывает страну. В Приморье требуют расправы над учителем, сыгравшим Снегурочку на школьном празднике. Мужчина в женском — это покушение на традиционные ценности. Похоже, что стране после нынешних потребуется долгий и очень непростой курс реабилитации от скреп и традиционных ценностей. А вот что делать с теми, кто уже неизлечим, совершенно неясно».
Интересно, что на Youtube создали специальный ресурс, на котором выкладывают мнения людей о публичных покаяниях.
Вот некоторые комментарии:
— «Как правило, извинения на камеру происходят по принуждению. Или обстоятельствами, или же мордоворотами».
— «Это средневековье, когда на площадях извинялись, эффект на публику»
— «От силы у 2 из 10 будут искренние извинения».
Мы попросили оценить кампанию с публичными извинениями социолога, психолога Александра Прудника. Вот, что он заявил:
«Институт публичных извинений внедрился у нас недавно, и делается это преднамеренно. Цель у всего этого одна: обесценить личность, подвергнуть унижению. Все это приучает общество к тому, что можно безнаказанно унижать. Покаяние должно носить только личный характер, причем только перед тем, кто был обижен. В прошлом веке существовал аристократический кодекс, когда оскорбление возмещалось адресно в форме дуэли. За оскорбление надо отвечать всегда лично. Мне жаль, что актеры сейчас пошли на публичные извинения, потому что на самом деле извиняться должен был тот, кто слил это мероприятие в сеть. Ведь оно носило закрытый характер. Организатор должен был извиняться, но вот все остальные — нет. Какие нормы были нарушены? Относительно меня никакие. И навязывать мне свои комплексы и воззрения не надо».
Психологи сходятся в одном: вся проблема не в актерах, а в тех, кто из таких случаев делает общественное событие.
* — движение признано экстремистским и запрещено в РФ.