Posted 27 декабря 2023, 09:09
Published 27 декабря 2023, 09:09
Modified 27 декабря 2023, 09:11
Updated 27 декабря 2023, 09:11
Подводить итоги года в такой сфере, как искусство кино, занятие столь же увлекательное, сколь и не благодарное, поскольку эстетические предпочтения невозможно измерить ничем. И тем не менее, хотя бы обозначить какие-то ориентиры в этой области и можно, и нужно. Так, считается, что рейтинги журнала TIME наиболее адекватно отражают вкусы западного зрителя. А поскольку, россияне, несмотря на все события последних лет, пока что продолжают относить себя к западному миру, то не грех привести топ-10 фильмы 2023 года от этого издания:
Как видим, в этот список не попали ни «Барби», ни «Оппенгеймер», чьи премьеры сопровождала оглушительная рекламная кампания. В списке TIME собраны как раз фильмы серьезные, заставляющие и сопереживать их героям во время просмотра, и размышлять над их судьбами после него.
Характерно поэтому, что в аналогичном списке российского сетевого издания «Фильм.ру», который содержит не 10, а 23 фильма уходящего года, А потому туда попали и «Барби» и «Оппенгеймер». Зато там не найти безусловного лидера отечественного проката — «Чебурашки», который 1 января 2024 года будет показан в эфире телеканала «Россия 1», что неудивительно, поскольку он был снят при участии этого госканала. Эта семейная мелодрама выйдет в эфир в прайм-тайм, в 20:24, обыгрывая, тем самым, цифры наступившего года.
Зато в рейтинге «Фильм.ру», помимо многих, перечисленных выше зарубежных картин, оказались и две российские, которые действительно можно назвать событиями отечественного кинематографа.
Во-первых, это «Снегирь» одного из самых талантливых российских режиссеров Бориса Хлебникова. В нем рассказан история двоих первокурсников мореходного училища (Макар Хлебников и Олег Савостюк), которые во время прохождения практики на рыболовецком траулере под названием «Снегирь», попадают в сильнейший шторм. Картина мигом превращается из драмы взросления — в фильм-катастрофу. Если сначала мы видим на экране противостояние поколений, то затем — механику героизма, лишенного какой-либо морской романтики. Критики издания пишут, что Хлебникову удалось создать картину, «совершенную на всех уровнях», после просмотра которой невозможно вернуться к делам и продолжить привычную жизнь.
Вторая же российская картина — это «Один маленький ночной секрет», режиссёра Наталии Мещаниновой, в которой она экранизировала собственный автобиографический сборник «Рассказы», повествующий о болезненных и страшных детских и подростковых переживаниях. Главную героиню фильма — 14-летнюю Миру Голубь (Таисья Калинина) регулярно насилует отчим (Степан Девонин), покупая ее молчание эйрподсами… Как пишут критики издания, «вряд ли в этом году найдётся кино более жесткое, бескомпромиссное — при этом обнадеживающее и не избегающее юмора. (…) Факт отсутствия у фильма прокатного удостоверения стоит считывать как главную рекомендацию, доказательство редкости, обновления, упования на весну…»