Posted 26 декабря 2023, 13:00
Published 26 декабря 2023, 13:00
Modified 26 декабря 2023, 13:05
Updated 26 декабря 2023, 13:05
А если нет отца, то нет и правил, которым нужно следовать. Что будет с такими пацанами, воспитанными мамами и бабушками, на примере сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» разобрал судебно-психиатрический эксперт, психотерапевт Александр Фатеев.
В уличные банды подростки ввязываются из-за ненависти к плохому отцу, которого не было рядом. Поступая так, подросток бессознательно стремится получить наказание за свой проступок.
Почему так происходит? Все группировки строятся на одних и тех же принципах: агрессия, конкуренция, нападки на «других», которые не принадлежат к конкретной банде, и самое главное — непринятие социальных норм и требований закона. Отгородить от участия в таких сообществах и установить правила мог бы отец, но его не было в жизни ребенка.
«Источником ненависти выступает отсутствующий отец, как физически, так и эмоционально. Когда мы кого-то теряем, мы всегда злимся на потерянный объект. Ребенок, лишенный отца с детства, испытывает к нему и ненависть, и желание его снова обрести. Из этой смеси может родиться преступное поведение, когда за ненависть к отцу субъект испытывает чувство вины и требует своего наказания. Это и происходит в криминальной среде в виде наказания со стороны закона и правоохранительных органов (отцовской фигуры)», — поясняет Александр Фатеев.
Проблема безотцовщины ярко проявляется в сериале. Именно отсутствие отца в жизни подростков вызывает у них чувство ненависти. Никак иначе, чем кулаками, эти чувства не выразить. Проработать их невозможно. Общество не способствует этому, поясняет психотерапевт.
«В сериале мы видим матерей слабых, эмоционально неустойчивых, инфантильных, не заинтересованных во введении отцовской фигуры в мир ребенка. На словах они могут говорить обратное, но на экране мы видим другое. Отношения внутри семьи — это всегда взаимная система, где муж с женой выстраивают общение на условиях, которые удовлетворяли бы обоих. Если мужчина пропадает на работе, то жену это устраивает. Скорее всего, с этим бессознательным умыслом она его и выбрала: чтобы он не разрушал ее диаду с ребенком. То же самое касается и мужчин, которые ушли из семьи. Сложно представить пару, в отношениях которой было бы все хорошо, но спустя некоторое время мужчина взял бы и бросил семью», — рассказывает Александр Фатеев.
Взять, например, семью Андрея (Пальто). О его отце известно только то, что он умер. Причина смерти не озвучена. Она не обсуждается, отец не обсуждается, а только упоминается вскользь. Вместо этого есть мать: тревожная, инфантильная, эмоционально неустойчивая, не способная к установлению теплых и доверительных отношений с сыном.
«Мать создает впечатление маленькой девочки, о которой самой необходимо позаботиться. Она проигрывает мошенникам все деньги и шапку. Если бы не вмешательство Марата, то проиграла бы и пальто. Такая мать своей беспомощностью поддерживает диаду с ребенком. Ее поведение истерично, направлено на привлечение внимания. В сцене, где она сходит с ума, она ведет себя больше демонстративно, чем болезненно (поджигает волосы, дождавшись зрителей). Она не показана психически больным человеком. Ее поведение больше истерично», — считает психотерапевт.
В семье Марата тоже не все хорошо. «Она представляет собой типичный пример патологической семьи, которая воспринимается со стороны, как очень благополучная. Это еще больше усугубляет ситуацию. В асоциальные семьи хотя бы может вмешаться общество. На самом деле в этой семье царит атмосфера эмоционального отвержения и формальной заботы. Отец настроен негативно к младшему сыну, при этом к старшему кажется более доброжелательным. Нам не известны подробности о его прошлом браке, в котором родился Владимир („Адидас“), по-видимому, злость старшего сына связана именно с этим. Младшим больше занимается мать, а отец отсутствует, всегда занят, и разорвать диаду не стремится. Можно предположить, что презрение отца к Марату вызвано ревностью к его матери, к той любви, которую Диляра испытывает к сыну. Но эта любовь избыточна и вызывает протест у сына, он хочет разорвать эту связь, но отец не прилагает к этому усилий, тогда он ищет „отца“ в других, а именно — в своем старшем брате, уличной банде, правоохранительной системе», — поясняет психотерапевт.
Про семьи остальных членов банды известно меньше, но даже по этим обрывкам информации угадывается тот же паттерн поведения — поиск отцовской фигуры с одновременный желанием ее разрушить и потерпеть поражение, добавляет он.
«Своей агрессией обществу все подростки в сериале как бы говорят, обращаясь к отцу: „Где ты был, когда я так в тебе нуждался?!“ — полагает Александр Фатеев.
Сотрудница милиции Ирина Сергеевна ввязывается в отношения с подопечным Андреем, одновременно соблазняя и отталкивая его.
«Причины такого поведения в сериале не показаны, но можно предположить, что это говорит о сложностях в развитии романтических и любовных отношений. Ее сексуальный интерес к подростку из уголовной среды свидетельствует о тяжелом личностном расстройстве. На лицо нарушение отношений с отцом», — рассуждает Александр Фатеев.
Айгуль живет в отвергающей ее семье. «Причем это не произошло после ее изнасилования. Семьи не становятся резко патологическими. Когда произошла трагедия, кажется, будто отца это не слишком расстроило. Будто это то, что он и так ожидал от дочери, чтобы она показала, насколько отвратительна», — добавляет он.
Учеба в престижной школе — тоже своего рода ловушка. Учиться труднее, шансы, что ребенок не справится и докажет свою несостоятельность, увеличиваются. «Тут угадываются фантазии родителей о презрении к самим к себе. Они ждут, что такими же омерзительными станут и их дети, следуя принципу: „ты не станешь лучше меня, потому что тогда я буду чувствовать себя еще хуже, я буду всегда тебя считать никчемным, ты никогда не станешь достойным моей любви, как я не был достоин любви своих родителей“, — говорит психотерапевт.
Восстание против плохого отца и в реальной жизни нередко принимает форму преступной деятельности, поясняет психотерапевт. При этом такое восстание изначально обречено, отмечает он. «При чем это восстание всегда несет оттенок поражения, потому что ребенок всегда проигрывает реальному отцу, так как отец старше и сильнее. Поэтому преступников обычно ловят, либо они совершают преступления, пока их не поймают, или пока они не найдут другие формы реализации своей агрессии и поиска наказания», — поясняет Александр Фатеев.
По этой причине некоторые бывшие преступники хорошо показывают себя в профессиональном спорте — в единоборствах, где есть возможность выплеснуть свою агрессию, где роль отца и воспитателя на себя берет тренер, а наказание реализуется в виде поражения на поле боя.