Ирина Лебухова
Психолог Людмила Петрановская констатирует: родители встревожены, что дети могут начать копировать героев сериала. Кто-то опасается, что делать это будет их ребенок, а кто-то переживает за окружение своего чада.
«Сегодня в обществе кризисное ощущение, отношение к насилию более терпимое — это может быть фактором стабилизации и поддержания интереса. Можно поставить на сериал гриф „18+“, но фактически невозможно запретить смотреть кино подросткам. Особенно, если это интересует ребенка и его референтную группу. Сделать презрительное лицо и через губу сказать „зачем ты смотришь эту гадость“ — не выход», — уверена эксперт.
Людмила Петрановская говорит об этом сериале не как о произведении искусства, который надо или не надо смотреть. И который нравится или не нравится. Она говорит о нем, как о социальном явлении, которое может влиять на жизнь детей.
Психолог, эксперт по социальной работе с молодежью групп риска Ярослава Торопцева добавила, что сегодня подростков и взрослых очень интересуют 90-е годы: «Принято считать, что это время свободы, каких-то возможностей, время страшилок…». Людмила Петрановская назвала главное отличие сегодняшнего дня от периода, показанного в сериале:
«Принципиальная разница — отсутствие фатальности сегодня. Самый главный кошмар, что некуда было деться. Либо тебя бьют, либо ты. Не было никакой возможности сказать: „Я в это не играю“. В современном мире уже такого нет».
Но сейчас ребенок может «поиграть» в это, предупреждают психологи. Причем даже если достаточно недолго, кто даст гарантию, что за это время не случится чего-либо непоправимого? И если даже ваши дети не играют в это, то они могут оказаться под угрозой, если в их окружении будет кто-то, кто настолько сильно увлекся этим сериалом. Психолог уверена: важно не прятаться — если дети об этом спрашивают, то надо с ними об этом говорить.
Важно спросить, что именно ребенка зацепило, что ему понравилось, потому что для каждого подростка это свое, отметила Ярослава Топорцева. Когда взрослеющий человек ищет ответы для на вопросы «кто он такой?», «что его и не его?», он учится выстраивать причинно-следственные связи. И тогда сериал может быть «точкой входа в интереснейшую беседу с подростком на равных».
«Пожалуй, для родителей самое трудное — переключиться с позиции, когда я ребенку что-то объясняю, а он меня слушает и рад, на ту позицию, когда я говорю с ним, как со взрослым, и уже слушаю его. Но когда ребенок говорит на волнующие его темы, этот момент крайне важен для него, потому что он начинает думать и осмыслять сам, может прийтий к каким-то выводам. Например, он начнет с того, что сериал классный, но через десять минут он вам уже скажет, что „это не его“. Задача возраста — как-то отделяться, проявить свою позицию, поэтому сериал очень хороший повод поговорить, выслушать. И если ребенок не придет к выводу, что могут повлечь за собой такие действия, как в картине, то можно уже немного помочь, подсказать, а потом пять спросить „и как тебе вот это?“».
Эксперт напомнила о том, как в сериале показана линия дружбы. Действие начинается с того, что Андрей, «вроде бы положительный мальчик», начинает общаться с Маратом, который затронут хулиганской культурой. Оба они оказываются в ситуации, когда их начинают шантажировать. Андрей остается беззащитен перед хулиганами, и Марат отказывается помогать, потому что есть уличное понятие — защищать друга, только если он из одной с тобой группировки.
«Можно этот момент проговорить с ребенком. Показана дружба, как они вместе чем-то заняты, и потом он за него не вступается. И вот можно ребенка спросить — как тебе такая дружба, ты считаешь, она такая должна быть? А как бы тебе хотелось дружить? Действительно ли, чтобы дружить, нужно каким-то старшим ребятам отдавать деньги?» — посоветовала Ярослава Топорцева.
Психолог призналась, что в ее профессиональном опыте было много подростков из детдомов, которые «затронуты криминальной картиной мира». Она рассказала, как можно перевесит «с русского на русский» язык понятий:
«Они начинают ее с тобой обсуждать, и мы можем постепенно начинать переводить с языка понятий на русский язык. Он спрашивает — понимаешь? А ты ему — не понимаю, объясни. Язык понятий очень сильно сужает мышление. Там мало слов, они обладают размытым смыслом. И вот когда эти понятия переводишь „с русского на русский“, они становятся сразу прозрачными».
…не похоже ли мое поведение как взрослого (родителя, педагога) на то, какими представлены взрослые в сериале? Людмила Петрановская обратила внимание, что в «Слове пацана» действительно нет «взрослых»:
«В сериале нет взрослых, кто знает, что делать. И кто правильно общался бы с детьми с позиции заботы и уважения. Взрослые представлены беспомощными, истеричными, опасными и лицемерными. Такими, которые в случае чего сдадут. Это самая жуткая часть истории. Важно не зацикливаться на форме (вот они такие слова говорят, а я — другие), а именно посмотреть на содержание. Мы видим, что взрослые боятся за детей, вроде бы как хотят им хорошего, но помощи от них никакой нет. А страх — это просто способ переложить на ребенка ответственность: „Я за тебя боюсь, ах ты, сволочь, ты виноват, что я за тебя боюсь“, „Ты меня опозорил“, „Ты не такой, как мне нужен“. Это неспособность взрослых выдерживать проблемы детей — сохранять взрослую позицию, разобраться в ситуации».
Психолог указала, что в таком случае дети становятся очень манипулируемыми, им негде взять опору. А в этом криминальном сообществе хоть кто-то с ними разговаривает с интересом, хоть где-то они чувствуют «принятость и включенность», хоть какие-то внятные правила, и кто-то хотя бы обещает, что будет держать слово, потому что от взрослых исходит тотальное вранье, они все время говорят одно, а делают другое.
Ярослава Топорцева добавила, что в сериале мама Андрея все время хочет что-то делать, ей кажется, что нужно какое-то социальное действие, чтобы помочь ребенку:
«Нет. Нужно просто поговорить и быть достаточно прочным, чтобы услышать правду, которую тебе расскажут. Многим могло бы помочь вспомнить себя в подростковом возрасте, и что их удерживало от противоправных или просто рискованных поступков. У каждого будет свой ответ. Но я думаю, это какие-то ценности, культура, которые есть и в ваших детях тоже».
О поведении взрослых — уже как в сериале, так и в реальной жизни — рассказала Людмила Петрановская. Она определила два варианта позиции родителей, и оба этих варианта заведомо провальные:
1. Угроза опасностью. «Я боюсь что с тобой что-то случится». Это, тем не менее, «отлетает от детей, как горох от стенки», ведь они уверены, что с ними ничего не случится. К тому же им стыдно признаться, что они отказываются от чего-то, потому что боятся.
2. Мораль. Не принципы и ценности, а общественная мораль: это стыдно, недостойно, ты нас позоришь. Это тоже от них «отскакивает», потому что суть подросткового возраста — подвергнуть общественные требования скепсису: им нужно сначала покачать общественные нормы, чтобы какие-то принять, а какие-то не принять.
Что правильно?
Говорить с детьми о ценностях. Ведь история с романтизацией криминальных банд эксплуатирует именно ценности.
«На что идут дети? Это дружба, свободна, независимость, верность. Если мы не говорим с детьми о ценностях, то все разговоры про опасно и неприлично скользят по поверхности. А говорить о ценностях и взрослым непривычно. Но сверху можно читать только морали и запугивать».
Как в свою очередь отметила Ярослава Топорцева, генеральная вещь в криминальном мышлении — делить людей на своих и чужих. И тут двойные правила, поскольку своих защищаем, а к чужим можно применять насилие, они как некий ресурс. Ради своих можно пойти на жертвы, а ко всем другим нужно относиться как к средству. На деле же и свои далеко не под защитой. Их запросто объявят не своими и тогда им не позавидуешь.
Важным моментом Ярослава Топорцева назвала виктимизацию — когда жертву делают виноватой в том, что с ней произошло, убеждают, что она сама спровоцировала преступление:
«Про чушпанов и лохов… В криминальном мышлении много уловок, которые держат человека в такой картине мира, что преступление с одной стороны не очень плохо, а с другой оно неизбежно. Об этом тоже нужно проговорить: вот люди, которые вечером с телефонами ходят, они тоже лохи? А я вот не могу за себя постоять, я к какой категории отношусь?»
Она также добавила о понятии о том, что «все нарушают законы». Подростки приводят в пример коррупцию, их интересует устройство государства. И если чиновники воруют, украденные в супермаркете чипсы — меньшее зло. Еще одно убеждение: если нарушил закон, может повезет и сойдет с рук, фартанет.
«Здесь можно укреплять правовую картину мира. Да, есть чиновники, но посмотри, они сидят в тюрьме. Взрослые любят поговорить, что все в стране плохо. Это может иметь на подростков такой эффект, медвежью услугу. Они делают вывод, что можно пойти и украсть в супермаркете. Важно не поддерживать черно-белую картину мира и объяснять, почему важны законы. И в криминальной картине мира все полицейские плохие. Дети слышат, что полицейские бывают коррумпированы и делают выводы, что все правоохранители такие».
У некоторых детей буквально наступает шоковая ситуация после просмотра сериала. В основном такое происходит с наиболее чувствительными детьми и с теми, кого родители всячески ограждали от страшных реалий. Что делать, чтобы минимизировать негативные последствия на психику тех, кто принял слишком близко к сердцу «Слово пацана»?
«Сейчас не та ситуация, что ребенку можно сказать, что это прошлое, и что сейчас этого нет. Понятно, что в этой ситуации у ребенка возникает тревога даже не о том, что лично с ним что-то случится, а тревога экзистенциальная. Я называю это „синдром Лилу“. Помните, как в фильме „Пятый элемент“ героиня посмотрела за час всю историю человечества и была в ужасе от того, сколько мы уничтожили себе подобных. У детей, которые росли на добрых книжках или сами по себе чувствительны, этот синдром Лилу может быть очень жестоким, вплоть до нервных срывов», — рассказала Людмила Петрановская.
Вывод 1: не нужно ребенку устраивать оранжерею и приукрашивать устройство мира.
Вывод 2: поговорить об этом откровенно. Ничего не замазать и не врать, не переводить разговор на другую тему. Говорить, что в мире есть зло, люди, которые манипулируют другими ради достижения собственных целей. Об этом надо знать, надо адаптироваться.