Posted 22 декабря 2023, 13:57
Published 22 декабря 2023, 13:57
Modified 22 декабря 2023, 14:08
Updated 22 декабря 2023, 14:08
Ирина Мишина
Более 150 российских руководителей компаний, включая глав бизнес-подразделений, принявшие участие в исследовании RosExpert, констатировали: на сегодня самый большой дефицит — на рынке рабочих профессий. На это указали почти 50% респондентов. При этом топ-менеджмент ожидает, что проблема с нехваткой рабочих сохранится по меньшей мере до 2026 года.
Эта история началась в начале нынешнего года, когда достоянием общественности стал факт того, что на «Урпалвагонзаводе» — критический дефицит рабочих. Об этом заявил исполнительный директор УВЗ Владимир Рощупкин. По его словам, не хватает в первую очередь станочников, но и вообще людей, которые могли бы обучать. В какой-то момент на Уралвагонзаводе даже были вынуждены признать тот факт, что трудоустраивают на принудительные работы осужденных. И это — несмотря на декларируемые высокие зарплаты.
«НИ» связались с концерном «Уралвагонзавод», и там подтвердили, что дефицит рабочих на сегодня есть. Одновременно руководство УВЗ уведомило нас, что зарплаты рабочим постоянно повышаются.
«Сегодня, например, Челябинский тракторный завод, входящий в наш концерн, предлагает достойный уровень оплаты труда: в октябре текущего года размер средней заработной платы производственных рабочих составил 97 400 рублей. Одновременно с начала 2023 года учебный центр ЧТЗ организовал обучение „с нуля“ для 470 новичков (для сравнения — за весь 2022 год таких „учеников“ было всего 28»)», — пояснили «НИ» в концерне Уралвагонзавод.
Однако, если почитать соцсети, становится ясно, что с зарплатами не всегда все так стабильно и хорошо, как заверяют руководители предприятий.
Из комментариев в соцсетях.
— Алексей Л., в частности, пишет: «Тотальная ложь-ложь-ложь от руководства предприятий!!! Народ зазывают на зарплату 80, а по факту 30-35 (да ещё и со сверхурочными!)».
— Пользователь под ником Владимир А. комментирует: «Молодым на заводе ничего не светит! Рабочие нищие, ни жилье, ни машину, ни отпуск, ни хорошую одежду и обувь, ни хорошую еду. Зарплаты хватает только на жкх, дешёвую еду и проезд на работу, ВСЁ!!!».
— «Работать за миску супа не все готовы», — пишет автор под ником С. Кац.
— «Мне на прошлой работе директор платил 20-25 тысяч, тоже удивлялся, почему молодые работать не идут», — вставил реплику Иван Демидов.
По данным кадровых агентств, заводам, которые из-за СВО теперь работают в три смены, остро не хватает станочников, слесарей-сборщиков, токарей и фрезеровщиков. Зарплаты таким специалистам, в зависимости от региона, предлагают разные. Чаще всего — это даже не уровень средней зарплаты, которая по стране составляет около 60 тыс. рублей. Разумеется, идти на такую зарплату готовы не все.
Почему такие разные сведения о зарплатах на производстве? Работодатели заявляют, что готовы платить в некоторых случаях до 200 тысяч, а на самом деле рабочие жалуются на мизерное жалование.
На самом деле истина всегда где-то посередине. Скорее всего, зарплаты повысили, но не так сильно и частично их «съела» инфляция.
«К сожалению, о заоблачных зарплатах на заводах ходит очень много фэйков. Средний рост зарплат в России всего на 1% опережает рост инфляции. На „Уралвагонзаводе“ станочникам платят, например, 35-40 тысяч. Кто пойдет к станку на такую зарплату? Ну, повысили предположим после протестов до 60-и тысяч, но и этого тоже мало. Есть востребованная на рынке труда профессия сварщика. Их дефицит на рынке труда стабилен. Да, им готовы платить по 120 тысяч, но люди все равно не идут из-за тяжелых условий работы. Ну и плюс другие факторы: тяжелая физическая работа, удаленность таких предприятий (кто рискнет ехать в Сибирь?). Плюс неподготовленность, нет людей. Система профессионального образования в системе рабочих профессий по сути разрушена», — заявил «НИ» доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Одна из причин кадрового голода в том, что в течение долгого времени российский бизнес «выезжал» на советском кадровом запасе, практически не занимаясь профессиональной подготовкой сотрудников. Затраты на обучение рабочей силы с 1995 года до настоящего времени составляли всего 0,3% от общих расходов бизнеса. В электронной и обрабатывающей промышленности расходы на обучение составляли порядка 0,2%, утверждает экономист Александр Сафонов.
Но на дефицит кадров влияют и другие причины.
«Перетряска в экономике началась со времени пандемии коронавируса, это усугубилось событиями февраля 2022 года и всем, что с этим связано. Безработица упала до 3%, начался переток сотрудников с одного предприятия на другое. Экономика вошла в режим ограниченного предложения рабочей силы. Ограниченное предложение рабочей силы связано и с демографической ямой, сокращением числа молодежи. Проблемы создала и частичная мобилизация, которая вызвала отток самых трудоспособных мужчин, а также релокация. Зарплаты начали расти по большому счету только в этом году, а тем временем перед экономикой стоят глобальные сверхзадачи, к которым она оказалась не готова», — говорит Ростислав Капелюшников, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН.
Вместе с тем, в кадровом агентстве HH.RU «НИ» сообщили, что сегодня каждая третья вакансия для рабочих предлагает зарплату на 30% выше, чем в среднем по рынку. Однако и такая зарплатная гонка не является полной гарантией привлечения соискателей. Как показал опрос hh.ru, лишь каждый третий (33%) соискатель готов сменить профессию на квалифицированную рабочую специальность только в случае крайней необходимости, 14% — в случае бесплатного обучения новой специальности, столько же — в случае гарантированного трудоустройства.
«Начиная с 2020 года, рабочий персонал — самый сложный в привлечении. Это на самом деле существенный очаг напряженности для работодателей. Рабочие специальности — в лидерах по уровню дефицита, сравнимом с недостатком в опытных ИТ-специалистах. Так, в конце 2023 показатель конкуренции в рабочем персонале опустился ниже двух активных резюме на одну вакансию. Такие низкие показатели отражают состояние острого дефицита, при котором работодателям фактически не из кого выбирать, и они вынуждены конкурировать за одних и тех же людей не только в своей отрасли бизнеса, но и с компаниями из смежных отраслей», — сообщила «НИ» Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.
В соцсетях много жалоб на потребительское отношение работодателя к о людям рабочих специальностей. Вот, что пишет, например, Максим Матюшков: «У меня сын молодой, 23 года. Получил специальность станочника широкого профиля 4 разряда. В колледже учили их добросовестно, на станках работали все три года. Устроились с трудом на завод. И что? Отношение к молодежи, как к недочеловекам. При заточке инструмента сломался заточной диск. Поранил руку. Так его выставили за проходную. Без составления актов и прочего. В поликлинике наложили три шва. Как вы думаете, будет молодежь работать при таком отношении? С завода ушел. Сказал, что больше ни за какие деньги не пойдет».
«Фактом остается то, что на рабочие специальности даже при условии повышения зарплаты идут традиционно наиболее маргинальные слои населения, — считает доктор экономических наук Ростислав Капелюшников. — Предприятия заманивают любыми способами, в том числе возвращая пенсионеров, либо вводят вахтовый метод. Но молодежь сегодня выбирает высшее образование, которое намного лучше окупается в будущем, гарантируя карьерный рост, высокую зарплату и социальный статус».
Компенсировать это можно только такими же высокими зарплатами на заводах. Но это нашим топ-менеджерам пока не по силам. Что касается прироста фонда оплаты труда, в топ-3 отраслей по увеличению трат на сотрудников вошли: — обрабатывающие производства (+20%); — административная деятельность (+19%); — ИТ (+18%). Вероятно, в этих сферах не только увеличивают жалование, но и нанимают больше людей. При этом, самые низкие темпы роста зарплатных предложений в 2023 г. — в сферах производства: +9,7%. Цифры говорят сами за себя.