Posted 22 декабря 2023, 11:58

Published 22 декабря 2023, 11:58

Modified 22 декабря 2023, 12:00

Updated 22 декабря 2023, 12:00

Абонементы в спортзал в России с января подорожают. Не отпугнет ли этом клиентов?

Клиентов фитнес-клубов предупредили о грядущем подорожании услуг

22 декабря 2023, 11:58
Фото: 1MI
Абонементы в спортзал в России с января подорожают. Не отпугнет ли этом клиентов?
Сюжет
Цены
Кошельки посетителей фитнес-клубов скоро гарантированно «похудеют». В новом году услуги спортзалов подорожают на 7-12%. Как это скажется на перспективах работы спортивной сферы и желании россиян ходить в «качалку» — читайте в материале «НИ».

Алина Шувалова

Готовьтесь к повышению

Прогноз о грядущем повышении уже озвучили участники рынка, входящие в Национальное фитнес-сообщество, которое объединяет 2700 фитнес-клубов в 85 регионах РФ.

В новом году во многих спортклубах увеличится цена абонементов, услуг тренеров и других фитнес-услуг. Повышение цен участники отрасли связывают с дополнительными тратами на оплату аренды, услуг ЖКХ, закупку спортивного оборудования, а также возросшими зарплатными ожиданиями персонала.

Как выяснили аналитики сервиса «Авито Работа» по итогам опроса 7000 респондентов, 44% представителей сферы фитнеса и салонов красоты планируют попросить прибавку к зарплате после Нового года.

В таких условиях многие фитнес-клубы называют повышение цены абонементов неминуемым.

Смягчить удар для клиента

В спортклубах прогнозируют, что повышение стоимости абонементов может охладить желание приобретать их у части клиентов, поэтому для них некоторые компании решили «смягчить удар» при помощи специальных новогодних акций и временных скидок.

«С января стоимость абонементов повысится. Сегодня мы решили пойти навстречу клиентам и предоставить „счастливый день“, когда клубные карты можно приобрести со значительной скидкой. Это дает возможность существенно сэкономить, но акция действует только один день. Сегодня покупка годового абонемента обойдется в 15300 рублей вместо 17000, а полугодового — в 10800 вместо 12000. На краткосрочные абонементы длительностью три месяца акция не распространяется», — рассказала «НИ» администратор представительства сети Loft Fitness в Костроме.

Для многих клиентов даже небольшое повышение цены на абонемент оказалось чувствительным.

«До 2020 года наша семья из трех человек тратила на фитнес около 10000 рублей в месяц. С наступлением коронакризиса наши доходы обрушились, а военная спецоперация их вовсе добила. Мы начали экономить на всем. Вместо частного спортзала перешли в более массовый сегмент, где стоимость абонемента в пересчете на месяц составляет примерно 1600 рублей с человека — это более-менее приемлемый вариант. Но в этом году в спортклубе начали массово заменять входящие в абонемент бесплатные тренировки платными. А теперь еще предупредили о росте цены абонементов. Если цены резко поднимут, то мы, наверное, откажемся от услуг спортклуба, заменим походы в спортзал домашними занятиями гимнастикой, ездой на велосипеде и на лыжах. К сожалению, наши доходы не растут такими быстрыми темпами, как расходы. В отличие от чиновников с их индексациями, нам на работе зарплату не повышали уже три года», — рассказала «НИ» жительница Подмосковья Наталья Иванова.

Отрасль на подъеме

По данным портала FitnessData, в прошлом месяце по сравнению с ноябрем 2022 года россияне стали более активными потребителями фитнес-услуг: оборот отрасли в ноябре увеличился на 21%, достигнув 22,5 млрд руб. Примечательно, что возраст посетителей залов заметно вырос: вместо молодежи в фитнес-клубы начали чаще ходить пенсионеры. А среди людей среднего возраста оказалось немало тех, кто заменил походами в спортклуб несостоявшийся из-за санкций заграничных отдых.

«Темпы роста рынка оказались ниже октябрьских из-за эффекта высокой базы предыдущего года. Тогда для ноября 2022 г. было характерно восстановление после провальных значений сентября-октября», — пояснили аналитики FitnessData.

Эксперты указали, что на темпы роста повлияло обилие акционных предложений со скидками, а также общее снижение интереса к фитнесу, сезонно начинающееся в середине ноября. При этом цены к ноябрю прошлого года выросли на 7%.

Рост оказался ниже, чем в предыдущие месяцы, однако в масштабах страны цифры повышения выглядят неравномерно. Отмечается, что примерно треть регионов страны (преимущественно, на юге России) в ноябре не стали поднимать цены. А вот в Московской, Свердловской, Самарской, Кемеровской, Тюменской областях и в Республике Татарстан, напротив, стоимость абонементов существенно выросла.

«Темпы выше рынка наблюдались в Москве, Новосибирской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и в Республике Башкортостан», — подсчитали аналитики.

Куда пропала молодежь из спортзалов?

По данным экспертов НФС, проведших исследование среди 114,5 тыс. клиентов фитнес-клубов, в последние месяцы структура потребителей фиснес-услуг в России существенно изменилась. Аналитики убеждены, что глобальные экономические изменения, связанные с санкционным давлением, а также специальная военная операция стали новыми причинами снижения процента молодежи, вовлеченной в физкультурно-оздоровительные занятия.

«Именно данную возрастную категорию граждан затронули последствия мобилизации и релокации», — указали в НФС.

За год число молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет, посещающих фитнес-клубы, упало с 26 до 23,6%. Аналитики указывают, что молодежь, которая только начинает свой трудовой путь, в большинстве не может похвастаться высокими доходами. Из-за этого молодым людям зачастую экономить на приобретении абонементов и клубных карт на занятия в фитнес-клубах.

В условиях оттока молодой аудитории в 2023 году самая масштабная группа (32,2%) вовлеченных в физкультурно-оздоровительные занятия оказалась среди россиян в возрасте от 30 до 39 лет. Годом ранее таковых было 34,7%.

На втором месте после поколения 30-летних в спортклубах теперь оказались граждане в возрасте 40-54 лет. Их среди занимающихся 28,3%, хотя в 2022 году было только 24,7%. Их, по мнению аналитиков, в спортклубы активно привлекают возможностью получить возмещение 13% в качестве налогового вычета за покупку абонемента.

Число посетителей спортклубов в возрасте 55-59 лет в 2023 году упало с 9,3% до 8,2%, а физкультурников от 60 лет и старше, напротив, стало больше: их доля за год выросла с 5,3% до 7,6%.

Такую ситуацию эксперты объясняют активным внедрением льготных программ (в том числе с господдержкой) для людей «серебряного» поколения, предусматривающих существенные скидки и преференции для пенсионеров.

С заявкой на господдержку

Чтобы стимулировать спрос на фитнес-услуги, в НФС предложили в 2024 году ввести корпоративные налоговые вычеты и внедрить на государственном уровне программу «Семейная карта». Ее цель — помочь семьям с детьми получать физкультурно-оздоровительные услуги на специальных условиях.

Как прокомментировал ситуацию с фитнес-клубами экономист Никита Кричевский, в последнее время во многих клубах приток клиентов ощущается.

«Однако с повышением расценок народ начнет перетекать в бюджетные форматы (фитнес для небогатых, клипы на оплату сразу 10, 20, 25 тренировок, помесячная тарификация вместо годового абонемента)», — полагает эксперт.

По его мнению, частично смягчить ценовой удар для клиентов помогут мероприятия по превращению клубов в мультибрендовые, которые помимо оздоровительных мероприятий предлагают клиентам воду, спортивную одежду, инвентарь. Многие могут начать выпускать спортивное питание под собственной торговой маркой.

Кроме того, у клубов есть резервы для наращивания доходности через расширение системы платных услуг, через повышение качества работы клубных кафе, предоставление помещений для встреч.

«Сдается, что клубы пойдут сразу двумя путями — и цены поднимут, и допуслуги расширят. Подсластить пилюлю поможет то, что фитнес не отличаются такой же массовостью, как потребление яиц. В России занимается 4,5% населения, тогда как в странах ЕС 14-15%», — прокомментировал ситуацию Никита Кричевский.
Подпишитесь