Ещё недавно почти никто не верил в то, что трасса М12 от Москвы до Казани будет завершена в 2023 году. Народ в России привык, что сроки реализации крупных проектов сдвигаются вправо. В 2019 году, когда утвердили проект новой автомагистрали, обещали, что к 2024 году будут открыты только первые два участка: от Москвы до Владимира и обход Казани. Полное завершение строительства трассы было запланировано на 2027 год. Оказывается, могут у нас строить быстро, когда захотят! Вот только цена таких ударных темпов оказалось немалой. Причём для автомобилистов, а не для застройщика.
Трассу Москва-Казань построили быстро, но цены на проезд взлетели почти в 2 раза.
Как ни странно, стоимость работ выросла относительно немного. В конце 2019 года первый замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов утверждал, что стоимость работ составит 730 млрд рублей. Теперь, когда трасса построена, глава «Автодора» Вячеслав Петушенко заявляет, что обошлась она менее, чем в 900 млрд рублей. С учётом того, что построили её в 2 раза быстрее плана в период пандемии, санкций и девальвации рубля, очень неплохо. Что ж раньше так не строили…
Но в любом случае на водителях финансовые успехи «Автодора» никак не скажутся. Перед началом строительства Вячеслав Петушенко обещал, что проезд без транспондера должен стоить примерно 2,5 тыс. рублей. С транспондером дешевле.
Теперь проезд до самой Казани стоит 4481 рубль, движение по объездной Казани на левый берег Волги — ещё 319 рублей. Итого 810 км новой трассы обойдутся в 4800 рублей! Вот так работы подорожали на 23%, а сборы с водителей выросли на 92%, то есть почти в 2 раза. Такая занимательная дорожная арифметика.
Теперь стоимость проезда по трассе в некоторых случаях оказывается дороже билета на самолёт. А ведь надо ещё заплатить за бензин (при среднем расходе на скоростной трассе в 10л АИ-95 на 100 км получается ещё порядка 4,5 тыс. рублей), за техобслуживание машины, себе купить еды и воды в дальнюю дорогу. Билеты же на поезд стоят от 1264 рублей. Если ехать одному, то даже место в вагоне СВ выйдет дешевле.
Подорожание проезда по платным дорогам случается регулярно. Так, например, в феврале 2023 года вышло постановление правительства, которое устанавливает предельные тарифы для проезда. 1 км пути по государственным трассам, которые после реконструкции стали платными (например, М-4 «Дон») для легковых автомобилей может стоить максимум 5 рублей против 3 рублей ранее. Максимальная стоимость проезда по трассам, которые изначально проектировались как платная альтернатива имеющимся дорогам, повышена с 3 до 8 рублей за 1 км. А за проезд по мостам, тоннелям и другим искусственным дорожным сооружениям можно брать до 29 рублей.
Государство может устанавливать лишь предельные цены, конкретный ценник зависит от оператора платной дороги. Мы сравнили актуальные цены на проезд по платным дорогам и выяснили, какие из них самые дорогие. Главное, что обнаружили: отдельный тариф для проезда по «искусственным сооружениям» даёт большую свободу действий для операторов дорог. Представляем рейтинг самых дешёвых и дорогих платных трасс.
На этой дороге действует два платных участка от г. Малоярославцы до деревни Тимохино и от Тимохино до Бабынино. Общая протяжённость — 70 км. С понедельника по четверг проезд стоит 200 рублей (2,85 руб/км), с пятницы по воскресенье — 290 рублей (4,14 руб/км). В среднем получается 3,5 руб/км. Это самая дешёвая платная трасса.
Эта дорога разбита уже на 16 платных участков, включая дальний западный обход Краснодара, протяжённостью 1038 км. С понедельника по четверг весь путь обойдётся в 3480 рублей (3,35 руб/км), с пятницы по воскресенье — в 4290 рублей (4,13 руб/км). В среднем получается 3,74 руб/км
Платный участок довольно короткий: с 33 по 66 км трассы. По платной трассе можно проскочить мимо Голицыно, Краснознаменска и Кубинки. Проезд для легковых автомобилей стоит 150 рублей — по 4,54 рубля за 1 км.
Дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, состоит из нескольких участков. От Москвы до Солнечногорска оператором является ООО «СЗКК»: в будни днём проезд на участке в 43 км стоит 750 рублей, в выходные — 950 рублей. Далее уже идёт дорога, за которую отвечает «Автодор». С учётом того, что у Твери платная трасса прерывается, протяжённость автодоровского участка составляет 567 км. В будни проезд стоит 2400 рублей, по выходным — 2600 рублей. Итого весь путь от Москвы до Санкт-Петербурга обойдётся или в 3150 рублей, или в 3550 рублей в зависимости от дня недели. В среднем получается 5,49 руб/км
Новая дорога от Москвы до Казани имеет плоские тарифы: едете днём, ночью, в будний день, в выходной, с транспондером или без — не важно. 810 км пути обойдутся в 4800 рублей или 5,93 руб/км
Сделать круг вокруг Москвы без остановки на светофорах и пробок на узких дорогах не получится — из 336 км, на которые протянулся ЦКАД, платными являются 260 км. И только там сделана хорошая широкополосная дорога с беспрепятственным проездом. Стоит такое удовольствие 1565 рублей или 6,02 руб/км. Построили ЦКАД раньше, чем М12, но стоит он дороже — сказывается обилие коррупционных скандалов.
В Санкт-Петербурге есть своя платная дорога со своим оператором. Протяжённость ЗСД составляет 46,6 км, а стоимость проезда по всей дороге — ровно 1000 рублей в любое время. Получается 21,46 руб/км. Платная дорога в Питере одна, но по цене отыгрывается за пятерых.
Эта дорога, соединяющая проспект Багратиона и платный участок трассы М1, совсем небольшая — лишь 20 км. Но проезд по ней стоит 500 рублей или 25 руб/км. Концессионер АО «Главная дорога» не стесняется устанавливать одни из самых высоких тарифов.
В сентябре 2023 года в Москве была открыта новая дорога, которая начинается среди самых дорогих офисов столицы — у Москвы Сити, а далее выходит на платный Северный обход Одинцово. Это проспект Багратиона. Идеальный путь, чтобы добираться от делового центра, где располагают некоторые министерства, до элитных коттеджных посёлков на западе от Москвы. Очевидно, для целевой аудитории этой дороги стоимость проезда роли не играет. Основной ход магистрали составляет всего лишь 10 км, но с учётом развязок и съездов набралось 22 км. Это позволило установить оператору АО «Главная дорога» стоимость проезда в 600 рублей. Выезжая из столицы, водитель фактически заплатит 60 руб. за каждый километр, но на бумагах удалось уложиться в 27,27 руб/км. Это самая дорогая дорога России! И будьте осторожны: если по незнанию, доверившись навигатору, проедете по двум дорогам от Сити до Одинцова (по северному дублеру и Северному объезду), то придется выложить 1100 рублей. К слову, билет на проезд общественным транспортом — по МЦД от станции Тестовская до станции Одинцово стоит 71 рубль.
Дорога дороге рознь. У разных операторов разные представления о том, сколько надо брать с людей за проезд по дорогам. Чтобы понять, дорогие в России дороги или нет, сравним их с европейскими.
В Италии в прошлом году средняя стоимость проезда по платным дорогам составляла 7 центов за 1 км — это примерно 7 рублей. То есть в 3,5 раза дешевле, чем объезд Одинцово. Во Франции маршрут по трассе А10 протяжённостью 555 км по актуальным тарифам обойдётся в 23,8 евро — 4,3 руб/км, что близко к самым дешёвым дорогам в России. Только зарплаты в России, увы, не французские. От этого проезд по платным дорогам для большинства россиян не может быть обыденностью. Разок проехать всей семьей в отпуск можно, но постоянно пользоваться платными дорогами (если, например, регулярно ездите навещать родителей в другом регионе) будет слишком накладно.