Ирина Мишина
Эта история напоминает детектив.
Речь идет о лайнерах, принадлежащих Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Эти самолеты купила GTLK Europe, которая является европейской дочерней компанией ГТЛК. Но из-за санкций она попала под процедуру ликвидации. Полномочия органов управления компании перешли к внешним управляющим, которые должны в том числе продать ее имущество для расчета с кредиторами. ГТЛК утверждает, что ликвидаторы обратились в Высокий суд Ирландии для «противоправного изъятия» 37 самолетов из-за недействительности договоров, на основании которых лайнеры получила в собственность лизинговая компания.
14 декабря Высокий суд Ирландии рассмотрел требования ликвидаторов. Он огласит решение 20 декабря. В случае удовлетворения требований истцов самолёты будут задерживаться в аэропортах по всему миру, за рубежом их могут объявить угнанными, предупредила ГТЛК.
Вместе с тем, российские эксперты усматривают в этой процедуре много странного и даже противоправного.
«По сути в этой процедуре много незаконного. У российской компании ГТЛК была европейская дочерняя компания GTLK Europe. Фактически сейчас европейцы пытаются узаконить изъятие у нас самолётов, которые, по их мнению, „угнаны“ нами у самих себя. ГТЛК Европа — это наша компания, зарегистрированная в Ирландии, против неё ввели санкции и запустили процедуру ликвидации. В ответ ее активы — самолёты — были переданы материнской компании. Эти 37 самолетов, которые хотят изъять, были переведены под российскую юрисдикцию. Примечательно, что ни одна западная лизинговая компания не обратилась в суд, обвинив российских эксплуатанта в похищении самолётов. А в данном случае, самолеты, принадлежащие российской компании, попросту хотят похитить на основании ими же введённых санкций», — заявил «НИ» авиаэксперт, главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
«Все эти самолеты 37 самолетов зарегистрированы на территории России и могут выполнять внутренние рейсы. Если эти самолеты объявят в международный розыск, эти самолеты будут летать только на внутрироссийских рейсах и в Беларусь», — считает авиаэксперт Роман Гусаров.
Но есть и другие варианты.
«У авиакомпаний, которые владеют сегодня этими 37-ю самолетами, есть 3 сценария. Во-первых, есть действующий договор с лизинговыми компаниями. Можно перезаключить договор с государственной лизинговой компанией и таким образом снять риски на международных линиях. Но при перезаключении договоров возможен пересмотр суммы в платежах, и не исключено, что в сторону повышения. Второй путь — вернуть самолеты лизинговой компании. И третий — ничего не делать и просто ограничить полеты этих 37-и самолетов на международных линиях. Например, не летать на них в ОАЭ, а летать только на внутрироссийских рейсах», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Как известно, после начала спецоперации в Украине авиакомпаниям России запретили использовать европейские самолеты, а сданные в лизинг по старым контрактам призвали вернуть. Структуры ГТЛК подпали под санкции ЕС в апреле 2022 года. В августе того же года блокирующие санкции против иностранных структур ГТЛК ввели США. В декабре Reuters сообщал, что российские авиакомпании хотят выкупить застрявшие из-за санкций самолеты.
«Будут ли у всего этого последствия вроде сокращения международных рейсов или повышения цен на билеты, сказать сложно, потому что эти 37 самолетов находятся у разных компаний, и не все из них могли использоваться на международных рейсах», — считает главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
«На сокращение международных рейсов, которые выполняют авиакомпании, изъятие этих 37-и самолетов может повлиять, скорее всего авиакомпании пересмотрят свои полетные программы. Что касается повышения цен на билеты, то тут главным фактором будет все же курс рубля. Есть и еще одно обстоятельство, которое внушает оптимизм. Известно, что ряд стран запретили выполнять рейсы нашим самолетом с двойной регистрацией. Не секрет, что есть самотеты, зарегистрированные у нас и за рубежом. Но в 2023 году количество таких самолетов сократилось, они были изъяты из реестра третьих стран и стали собственно российскими. Увеличение за счет этого международных перевозок перекрывает статистику сокращения возможностей», — заявил «НИ» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Вопрос о переводе самолетов в российскую юрисдикцию поднимался давно, и странно, почему он решился так поздно. На это обращает внимание экономист Никита Кричевский:
«Еще лет 10 назад мы поднимали вопрос о перерегистрации самолетов в российскую юрисдикцию. Призыв не был услышан, так как Ирландия или Бермуды — офшорные территории со всеми вытекающими пряниками для тех, кто рулит гражданской авиацией. Дескать, все это во благо народа. А то, что лизинговые и прочие платежи непрозрачны и увеличивают цены на авиабилеты, в расчет не принималось. В офшорах все делать проще, и права собственности скрыты. В том числе, у госкомпаний. За что боролись, на то и напоролись. Виновных опять нет, хотя мы их знаем. Пофамильно».
Всего на сегодня доступный для полётов за границу парк иностранных воздушных судов российских авиакомпаний насчитывает 250 самолётов. В случае принятия ирландским судом решения не в пользу ГТЛК, он может сократиться почти на 15%.