Практические советы, как зимой завести машину на дизеле, на бензине и на ГБО

Эксперты объяснили, что надо делать, чтобы машина заводилась в любой мороз

19 декабря 2023, 11:48
Русская зима регулярно преподносит автомобилистам неприятные сюрпризы. В морозы автомобиль начинает вести себя иначе, возникают проблемы с запуском двигателя и его работой. Ученые Пермского Политеха объяснили, что делать в таких ситуациях, а также предупредили о распространенных ошибках водителей.

Александр Куманев

Машина не заводится на морозе? Чаще всего это связано с разрядившимся аккумулятором, что объясняется замедлением химических реакций, из-за чего выработки энергии недостаточно, чтобы завести автомобиль.

«Одна из самых распространенных причин, по которой автомобиль не заводится в холода, — разрядившийся аккумулятор. Дело в том, что при низких температурах в нем загустевает электролит — раствор, который из-за большого содержания ионов хорошо проводит электрический ток. Соответственно, химическая реакция протекает медленнее, аккумулятор не отдает необходимое количество тока. Стоит учитывать, что при заряженной батарее вязкий электролит проблемой не станет», — рассказал кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилей и технологических машин Пермского Политеха Евгений Генсон.

Кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ Михаил Петухов отметил, что не все автомобилисты знают, когда двигатель не удается запустить именно из-за аккумулятора.

Он советует обратить внимание на лампочки на приборной панели при запуске двигателя: если они мигают, то проблема в АКБ, а если двигатель тяжело прокручивается стартером, но лампочки не мигают, то причиной проблемы может оказаться вязкость моторного масла.

Вернуть аккумулятор к жизни можно, если у него нет внутренних дефектов, а заряжать батарею необходимо до полной емкости. Эту задачу следует доверить специалистам с зарядным устройством, которого нет у большинства владельцев авто. Поврежденный или выработавший свой ресурс аккумулятор может утратить способность накапливать заряд, поэтому его следует заменить.

Почему разряжается аккумулятор

Петухов отметил небольшое расстояние между остановками. Так, жители городов в среднем проезжают 4-5 км до остановки. За это время аккумулятор не успевает восполнить заряд, израсходованный на запуск двигателя. Постепенно АКБ теряет заряд.

Ускоряют разрядку аккумулятора электронные устройства, работающие при выключенном двигателе. В автомобилях, поддерживающие работу системы «старт-стоп», двигатель выключается во время остановки, например, перед светофором. При начале движения, двигатель вновь запускается. Таким образом система «старт-стоп» ускоряет разрядку АКБ. При исчерпании заряда тока аккумулятора становится недостаточно для запуска двигателя на минимальных оборотах, а чаще всего это происходит в морозы.

«Если вы хорошо знакомы с автомобилем, стоит „прикурить“ от другого аккумулятора. Но есть определенные правила, исключающие повреждение автомобилей при такой операции. Современный автомобиль, „напичканный“ электроникой, может этого не пережить. Иногда лучше вызвать такси или уехать на общественном транспорте. Правильное решение — обратиться к компетентным людям. Торопливость и нервозная обстановка здесь не являются помощниками», — объяснил Петухов.

Морозы ускоряют износ двигателя

Большинство автомобилистов используют синтетическое моторное масло, от качества которого зависят легкость запуска и прокручивание двигателя. Самыми распространенными классами масел для легковушек являются 5W-30 и 5W-40.

Когда температура воздуха опускается до -35°C, вязкость масла существенно увеличивается, что ускоряет износ двигателя.

Проверьте свечи зажигания

Проблемы с запуском двигателя могут быть связаны со свечами зажигания, которые создают искру для воспламенения топлива. Зимой изношенные свечи с нагаром не выбивают искру из-за снижения токопроводящей способности.

Зима и дизель

Дизтопливо загустевает на морозе до состояния геля. Из-за этого топливная система не может прокачать горючее. Раньше это было распространенной проблемой, из-за которой автомобили не заводились зимой. Сейчас же на заправках продается солярка, соответствующая климатическим условиям. На случай, если дизтопливо замерзло, в автомобильных магазинах можно приобрести специальные присадки — антигели.

«Иногда, чтобы предотвратить замерзание летнего дизельного топлива, водители подливают в бак бензин. Однако делать это категорически не рекомендуется, поскольку чревато повреждением двигателя», — предупредил Петухов.

Как переживают зиму автомобили с газовым оборудованием

У автомобилистов обычно не возникает проблем с качественно установленным ГБО. При этом нужно помнить, что в холоде пропан-бутановая смесь хуже испаряется, падает давление, а вместе с ним и объем топлива, поступающий в двигатель. Чтобы автомобиль не глох, его необходимо завести и прогреть двигатель на бензине — только потом можно переключиться на газ.

А что с электромобилями

Зимой владельцам электромобилей придется учитывать ряд факторов, но главный из них — расход электроэнергии на низком заряде. Петухов рекомендует медленнее разгоняться, снизить температуру в салоне, не подключать к бортовой сети электронику, в том числе не слушать музыку.

«Уровень заряда АКБ электромобилей сокращается примерно вдвое в зимний период… Летом емкость позволит вам проехать 500 км, зимой — только 250 км. Однако для города этого достаточно, главное — держать зарядное устройство подключенным всю ночь», — подчеркнул Генсон.

Он сравнил поведение электромобиля со смартфоном. Зимой девайс может быстро разряжаться и выключиться, что связано с устройством аккумулятора. Подробнее о том, как не остаться без связи зимой, можно узнать в статье «Новых Известий».

Профилактика перед зимой

Петухов советует провести сезонное обслуживание машины в автосервисе, а также перечислил три необходимые процедуры;

  • проверка работоспособности аккумулятора;
  • проверка заряженности АКБ и ее зарядка при необходимости;
  • проверка работы системы охлаждения двигателя.

Ученый добавил, что сезонное обслуживание проводят при смене автомобильных шин.

Чего делать нельзя

Петухов рассказал, что многие автомобилисты используют старый «дедовский» способ. В частности, стелят покрывало или одеяло под капотом. Делается это, чтобы предотвратить остывание двигателя. Эксперт подчеркнул, что так делать нельзя. По его словам, большинство автомобилей зимой сгорают как раз по этой причине.

Генсон добавил, что автоматический прогрев автомобиля ускоряет его механический износ. Он уточнил, что функция разработана для комфорта водителя, но не усиления защиты автомобиля от морозов. Ученый объяснил, что при запуске и в моменте работы в «холодном» режиме двигатель получает больше всего микроповреждений, которые в будущем могут стать причиной поломки и серьезной неисправности.

Как завести двигатель в мороз

Подробнее о том, как завести машину при сильных морозах рассказал популярный автоинструктор YouTube Сергей Моряхин. Он также перечислил распространенные ошибки начинающих автомобилистов.

Что делать, если застрял на дороге зимой

Главный в России «эксперт по выживанию» Эд Халилов в своем тг-канале рассказал, что нужно делать, если застрял зимой на трассе.

  1. Не паниковать.
  2. Держать в машине запасные вещи и теплую обувь, чтобы можно было их надеть для согревания.
  3. Бумага — хороший теплоизолятор. Чтобы сократить потери тепла, под куртку и ботинки можно засунуть бумагу.
  4. Утеплить машину. Можно наклеить на внутренней стороне салона бумагу, желательно несколькими слоями, или хотя бы закрыть ею щели. Для утепления застрявшей машины можно использовать снег, набросав его саперной лопаткой до уровня дверных порогов.
  5. При утеплении салона происходит его изоляция, препятствующая вентиляции, поэтому стоит быть осторожным с использованием открытого огня, что может привести к отравлению угарным газом.
  6. Пить горячие напитки. Лучшими вариантами станут чай и горячая вода, кофе — не рекомендуется. Опасность представляет алкоголь, которые создает лишь иллюзию тепла.
  7. Больше двигаться. Важно избегать онемения рук и ног, особенно пальцев. Их нужно массировать и растирать. Если в салоне невозможно подвигаться, то можно выйти из машины, быстро походить вокруг нее или сделать зарядку. Важно следить за дыханием, чтобы оно было ровным и медленным.

По мнению автора программ по безопасности и выживанию, ни в коем случае нельзя засыпать — это очень опасно на морозе. Он также рассказал, как правильно вытаскивать застрявший автомобиль.

Эксперт напомнил о вероятности переохлаждения дыхательных путей при морозе ниже -20°C. Чтобы не допустить этого, он рекомендует дышать медленно и плавно. Нужно стараться дышать через нос, но если нужно дышать и через рот, то не нужно его широко открывать — лучше пропускать воздух через тонкую щелочку губ. На сильном морозе нельзя делать глубокие вдохи. Специалист советует не дышать против ветра, а также замотать лицо шарфом по глаза и дышать через него. Он также напомнил, что нужно утеплять область шеи и груди, чтобы не допустить охлаждения снаружи.

#Общество #Вождение #Новости #Холода #Мороз #Похолодание #Электромобили #Автомобиль #Холод #Россияне #Видео #Ремонт авто #Россия #Морозы #Автомобилисты #Водитель #Путешествия на авто #Авто #Автомобили #Автовладельцы #Водители #Вождение автомобиля
Подпишитесь