Очередной неприятное событие в российском театральном мире произошло в Москве: «Театр на Покровке» вынуждено отменил премьеру спектакля режиссера Анастасии Паутовой «Кремулятор» по роману известного белорусского писателя Саши Филипенко, который сам об этом и рассказал в программе «Живой гвоздь» в сети YouTube. Как известно, шестой роман Филипенко «Кремулятор» посвящён событиям, которые происходили во времена сталинских репрессий, и повествует о жизни директора Первого московского крематория Петра Ильича Нестеренко.
Сам автор отмечает, что запрет на выход этого спектакля был наложен после того, «Независимая газета» в большом, сугубо театроведческом материале об «Театре на Покровке» всего лишь упомянула про то, что там собираются его поставить: «…Так что театр начинает новый этап в верном направлении и сейчас репетирует совсем свежее — „Кремулятор“ по нашумевшему роману Саши Филипенко. Для постановки приглашена выпускница петербургской мастерской РГИСИ Льва Эренбурга Анастасия Паутова».
Вот как описывает дальнейшие события Филипенко: «Вызвали режиссёрку и сказали, что не будет спектакля. Актёра, который играет следователя Перепелицу, пока она разговаривала в дирекции, повезли в военкомат, ему вручили прямо в театре повестку».
Однако премьера «Кремулятора» все-таки состоится, но, разумеется, уже не в Москве, а в Берлине. Там этот роман поставит на сцене режиссер Максим Диденко, а главную роль в нем сыграет знаменитый российский актер Максим Суханов.
В этой ситуации любопытно белорусское гражданство Саши Филипенко. Скорее всего, в Москве прислушались к его оппозиционным высказываниям против режима Лукашенко, которые проявляет большой интерес не только к творчеству этого автора, но и к его жизни. Так, в начале ноября этого года белорусские полицейские пришли с обыском к родителям белорусского Филипенко. Тогда он написал в своем блоге: «Семь человек с автоматами. Отца забрали. Матери сказали: „Скажите спасибо сыну“. Очевидно, что давят на меня и хотят, чтобы я перестал высказываться в европейской прессе».
Это далеко не первый подобный случай: в российских театрах за последние почти два года было снято немало спектаклей поставленных либо оппозиционно настроенными режиссерами, либо по пьесам оппозиционно настроенных авторов. Из последних таких событий стоит напомним о том, что с репертуара снимаются постановки по текстам драматурга Аси Волошиной, которая эмигрировала из нашей страны и высказывалась против СВО в Украине. Более того, «Театре на Васильевском» в Санкт-Петербурге был отменен спектакль «Мёртвые души», поставленный еще в 2019 году, и отменен только потому, что его инсценировку написала Волошина.
Ограничения распространяются, разумеется, не только на театр, но и на другие виду искусства, в том числе и на литературу. Так, несколько дней назад «Новые Известия» сообщили о том, что российские издательства прекратили выпуск книг двух популярнейших писателей, уехавших в эмиграцию — Бориса Акунина и Дмитрия Быкова*, которые не только выступили против СВО в Украине, но и заявили о помощи, которую они оказывают украинской армии. Российские книжные магазины тоже начали снимать произведения этих авторов со своих полок.
*Писатель Дмитрий Быков признан иноагентом Минюстом РФ