Posted 15 декабря 2023, 06:49

Published 15 декабря 2023, 06:49

Modified 15 декабря 2023, 06:51

Updated 15 декабря 2023, 06:51

Семь футов под килем: ЕС не может справиться с теневым флотом России

15 декабря 2023, 06:49
Сюжет
Деньги
12-й пакет европейских санкций, как и предыдущие 11, не будет содержать запрета на перевозку российской нефти и нефтепродуктов танкерами третьих стран. Потолок держать тоже не удалось, если только сама нефть не опуститься ниже 60 долларов. Как же возят российскую нефть?

Чем ближе к принятию очередного пакета санкций ЕС против России, тем меньше становится букв в будущем документе. Аналитики ожидают, что вопреки громким заявлениям, ни запрет на танкеры, ни остановка трубопровода «Дружба» нашей стране не грозит. Соблюдать потолок цен российских нефтяников заставила сама цена на нефть на мировых биржах, которая в декабре опустилась, с учетом скидок, для Urals до 56 долларов за баррель. Но даже эта неприятность кажется мелкой: средняя цена на Urals в октябре составила 81,56 долларов за баррель, что на 30% больше разрешенного потолка. Средняя цена за 9 месяцев 2023 года хотя и превысила 60 долларов совсем немного, всего на 1 доллар 84 цента, но по итогам года превышение будет больше, даже несмотря на то, что ФРС оставила сегодня учетную ставку без изменений, а это не позволит нефти подняться выше.

Как же теперь российские нефтяные компании доставляют свою нефть покупателю? За развитием триллера «Серый флот победит врагов России» наблюдала исследовательская команда Vortexa. Они проанализировали кто, куда, откуда и как возить наше «черное золото».

В компании с Ираном, Россией и Венесуэлой

В мае 2023 года непрозрачный нефтяной рынок показал рекорды. Впервые за 4 года совокупный экспорт сырой нефти из Ирана, Венесуэлы и России составил 5,7 миллионов баррелей в сутки. В среднем, три страны повысили добычу на 500 тысяч баррелей в сутки, по сравнению с показателями прошлого года.

Свой вклад внесли две страны: Иран и Россия. Иран значительно нарастил поставки в Китай — до 1,5 миллионов баррелей в сутки, а Россия — вновь открыла для себя Индию. Если в 2022 году российская нефтянка зарабатывала 20% мировых доходов в Индии, то в 2023 году эта цифра вырастет в 2,5 раза — половина продаж придется на 2-ю страну мира по численности населения. Китай стал также больше получать российской нефти, но здесь конкуренция выше, и прирост на 10 пунктов — с 30% экспорта в 2022 году до 40% в нынешнем.

Интересно, что на теневом рынке сырой нефти и конденсата заработала 2 из 10 самых крупных мировых трейдерских компаний. Это самый высокий показатель с 2019 года и грустное прозрение для европейских чиновников — если негласный запрет не соблюдают большие, то что же делают на российском Клондайке маленькие и средние фирмы?

Сколько танкеров теневого флота обслуживают Россию

Впечатляет еще одна цифра, приведенная в докладе исследователей. В теневом флоте России, Ирана и Венесуэлы задействованы более 1600 танкеров. Львиная доля — 75% — обслуживает российские перевозки. На Роснефть и Со. с 2023 году работали 1069 судов, которые выполняли рейсы не только из России, но и других стран. Только на российский экспорт были задействованы 66% теневого флота.

Пиком активности для теневых перевозок стал май 2023 года. Именно тогда объем поставок поставил рекорд за 4 года. Во втором квартале отличились россияне: они задействовали 80% всего мирового теневого флота. Российские экспортеры перешли на суда с меньшим тоннажем класса Afromax, увеличив их долю в 2023 году на 30%.

Однако после рекордов 2-го квартала объемы перевозки нефти стали сокращаться. С учетом данных из Ирана и России, перевозки сократились на 10% в 3-м квартале. Судя по данным октября и ноября, падение продолжится. Но даже при сокращенной активности прирост составляет 100% к прошлому году.

Как страны передавали друг другу танкеры для поставок

Аналитики установили 146 танкеров, которые до 2022 года отгружали только иранскую нефть и сырье из Венесуэлы, а после начала СВО перешли на российские маршруты.

Только в ноябре танкеры теневого флота перевезли 930 тысяч баррелей в сутки российской санкционной нефти. Таким образом, среднегодовой объем перевозимой нефти в 2023 году составит 850 тысяч баррелей в день, что только на 90 тысяч баррелей ниже пикового ноября.

В начале 4-го квартала Россия вернула 35% задействованных ею танкеров Ирану. Это помогло «санкционному долгожителю» быстро и эффективно нарастить экспорт. Поскольку санкции против судовладельцев не применялись вплоть до октября, экспортеры сами удивлялись, с какой скоростью танкеры научились менять маршруты.

Любопытны два других графика. Как видно из первого, пик экспорта нефти марки Urals пришелся в 2023 году на первый квартал, однако к сентябри он сократился в 6 раз. Легкая нефть с Сахалина «Сокол» сохраняла стабильный спрос у покупателей и стала с октября главным «добытчиком» нефтянки и российского бюджета.

На втором графике видно, кто принимал российскую нефть. С января по март она шла на две страны — Грецию и Испанию, а там переваливалась. В апреле испанская Сеута закрыла свой порт для России, Греция сократила объемы, хотя вплоть до июля оставалась главным пунктом назначения. В сентябре нефтяные танкеры ушли из Средиземного моря.

Что касается дизеля, то его объемы падали, однако росли перевозки Северным Морским путем.

Ужесточение американского давления на судовладельцев не остается без последствий для России. Это хорошо видно из таблицы. 15 июля 2023 года США объявили о вступлении в действие вторичных санкций для двух танкеров. Это стало сигналом для других. В июле более 25 танкеров поменяли российских экспортеров на другие направления. С тех пор, в среднем, 20 танкеров в месяц уходили к другим экспортерам. Для российского дизеля тяжелые времена наступили чуть позже, сразу после того, как в США и Европе собрали урожай. За три месяца из российского дизельного бизнеса вышли около 100 танкеров, но в ноябре «отступников» стало уже целых 45.

Европейцам доставляют особые заботы танкеры с российской нефтью, идущие мимо Дании через Балтийское море. Их средний возраст удвоился. Если в 2021 году средний возраст танкера составлял 8 лет, то в 2023 году — уже 16. Тренд показывает наверх.

В целом, европейские операторы уже сократили объемы перевозки на с 35% до 15%. Ими движет страх перед американскими санкциями. Точно такой же тренд наблюдается и в перевозке солярки. Объемы сократились с 50% до 30% при понижающем тренде. На место греков приходят танкеры под флагами офшоров. 47% танкеров ходят теперь под либерийским и панамским флагами, 14% — Маршалловы острова. 7% перевозят танкеры под флагом Мальты, и только 3% остались за Грецией.

Подпишитесь