В европейских странах приняли закон по пересадке граждан на электрокары к 2035 году из-за ухудшающейся экологической обстановки (80% отходов, загрязняющих воздух мегаполисов на сегодняшний день, — это не промышленность, а машины). Ожидает ли такая перспектива россиян? Какие минусы электрокаров — этого экологичного и безопасного вида транспорта — тормозят его повсеместное использование? Разбираемся вместе с экспертом — генеральным директором компании «Мой автопрокат» (сеть автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрием Матвеевым:
«Я считаю, что мир перейдет на электромобили гораздо раньше 2035 года – в течение 5–7 лет, как только производителям удастся снизить цену на это транспортное средство. Ведь, как известно, основной его недостаток – это высокая стоимость, половина которой включает в себя стоимость аккумулятора. Таким образом, как только будут разработаны недорогие аккумуляторы и электромобили сравняются по цене с автомобилями, стоит ожидать взрывного спроса на них».
Сегодня растущую популярность электромобилей во всем мире объясняют преимущественно экологическим фактором. Электромобили работают без использования топлива, поэтому не выпускают выхлопных газов в окружающую среду. Но, помимо этого плюса, у машины есть и другие.
К минусам электрокаров можно отнести их неприспособленность к суровому климату, который царит на большей территории РФ. Аккумулятор электромобиля на морозе теряет до 40% своей энергии. Однако радует то, что эта проблема вполне преодолима. Так, в Швеции и Норвегии, где электромобили побили рекорды по продажам, климат еще холоднее, чем в России.
Чтобы в течение пяти лет пересадить значительную часть автолюбителей России на электромобили, властям уже сейчас необходимо начать создавать условия для пользователей этого ТС.
«Электрозаправки должны стоять не только в черте городов, но и на ключевых магистралях, потому что в России большие расстояния, — говорит Дмитрий Матвеев. — Промежуточные зарядные станции должны быть как минимум каждые 300 км (примерно такой пробег возможен на одной „зарядке“). Сейчас у нас в стране около 4500 зарядных станций, при том, что только в столице, где сейчас их 300, должно быть не менее трех тысяч».
По словам эксперта рынка, необходимы как медленные зарядные станции, где можно зарядить ТС за ночь, так и быстрые, которые справятся со своей задачей за полчаса. И располагаться они должны везде: в спальных районах, возле торговых центров и в других популярных у населения местах.
«Не стоит воспринимать электрокар как игрушку, не нуждающуюся в регулярном техосмотре, которая будет ездить без сбоев долгие годы, — продолжает Матвеев. — Внутренняя начинка электромобиля почти такая же, как у гибридного авто. Нормальный ремонт ТС могут произвести лишь в дилерских сервисных центрах не потому, что процедуры сложные, а потому, что на обычной СТО отсутствуют необходимое программное обеспечение для диагностического оборудования и специальные инструменты. Ответ на самый волнующий автовладельца вопрос — сколько прослужит батарея — тоже можно получить только в дилерском сервисе, где сотрудники могут осуществить диагностику батареи при помощи специальных сканеров, которые измеряют напряжение в каждом модуле АКБ по отдельности. Данные диагностики проанализирует специалист и подробно расскажет, в каком состоянии батарея, сколько проработает, можно ли произвести ремонт (если необходим) и сколько он будет стоить».
Сократить расходы на инфраструктуру, по мнению специалиста, можно, если использовать обычные АЗС в партнерском формате, создавая на их базе специальные сервисы для техобслуживания электромобилей.
Эксперт автомобильного рынка считает, что в развитии тренда электрокаров важна и социальная составляющая. Необходимо строить бесплатные парковки, разрабатывать систему льгот на зарядку, решать вопрос со снижением или даже упразднением налогов для тех, кто ездит на электрокарах. Кстати, московские владельцы электромобилей не платили транспортный налог. Но с 1 января 2025 года они будут лишены этой льготы.
Практически все мировые автобренды уже имеют в своем ассортименте электрические авто. Как же обстоит дело в России? Производят ли эти транспортные средства в нашей стране? Официально первый электромобиль сошел с конвейера российского завода компании «Моторинвест» в Липецке в 2022 году. Речь идет о новом бренде Evolute. По сути, это российский вариант машин китайской марки Dongfeng Fengon. На сегодняшний день на рынке России представлены три модели: седан i-PRO, кроссоверы i-JOY и i-SKY. По техническим характеристикам и седан, и кроссовер схожи, как отмечают специалисты.
Доступными российские электромобили не назовешь — они довольно дорогие. Купить их из официального салона можно в диапазоне от 1 млн 500 тыс. рублей до почти 4 млн рублей.