Мошенничество «на удаленке», осуществляемое через сообщение в чате или телефонные звонки, уже не редкость. Зампред Сбербанка в интервью, которое цитирует РИА Новости, привел следующую статистику: в 2022 году число попыток телефонного мошенничества в отношении граждан России достигло 5 миллионов в сутки, а в 2023 году это уже 8,6 миллиона в сутки.
Главная мишень изобретательных финансовых мошенников — личные данные жертв. В погоне за ПИН-кодами и паролями злоумышленники находят все больше новых способов обмана.
В последние годы многие абоненты успели столкнуться со звонками от людей, которые называют себя следователями, представителями службы безопасности банка, фонда социальной защиты или иных социальных служб.
Пример мошенничества привел эксперт Борис Богоутдинов, управляющий партнер «Консалтинговой компании „2Б Диалог“»:
«Основная задача таких звонков — психологическое давление на незащищенные слои населения. Мошенники пытаются попасть в приложения банков, где жертвы открыли счета. В качестве безопасных действий предлагается перевод на некий безопасный счет, банковскую карту либо уточнение данных для входа в мобильное приложение от лица держателя счета».
Не все мошенники из финансовой сферы проявляют изобретательность. Некоторые используют схемы мошенничества, ставшие своего рода классикой. Это манипуляция человеческими слабостями: желанием получить легкие деньги без вложений и труда.
Подобные схемы мошенничества часто срабатывают, поэтому не выходят из «моды» в среде финансовых мошенников. По данным «Известий», всего за полгода в России было зафиксировано 6,2 млн мошеннических атак на смартфоны граждан.
«Наиболее распространенные виды такого мошенничества — победа в лотерее и плата за „несуществующий приз“ либо оплата доставки», — отметил эксперт.
Современные мошенники не прошли мимо развития e-commerce и стали активно манипулировать желающими заработать на маркетплейсах.
Основной посыл — можно тратить не более 3-4 часов в день и зарабатывать около 100 000 рублей. Главная задача заключается в написании отзывов и размещении фотографий. Однако все начинается с денежных взносов, которые необходимо перечислять бесчисленное количество раз. По разным оценкам, жертвы мошенничества теряли от 20 000 до 70 000 рублей и даже брали кредиты для возврата ранее утраченных денежных средств», - подчеркнул Богоутдинов.
Если классические схемы финансового мошенничества чаще срабатывают на жертвах постарше, молодые люди не столь доверчивы в отношении неизвестных любителей написать или позвонить с подозрительной целью.
Для того чтобы похитить их личные данные или деньги, финансовым мошенникам приходится придумывать сложные многоходовые схемы обмана.
Речь не всегда может идти о похищении средств через смартфон. Иногда злоумышленники работают «вручную», почти как обыкновенные воры-карманники.
Интересно также умение мошенников подстроиться под изменяющиеся обстоятельства. Они следят за происходящим в стране и на основе получаемой информации создают новые, неизвестные потенциальным жертвам схемы финансового мошенничества.
«Довольно новым методом мошенничества являются бесконтактные кражи. Поскольку в бесконтактной оплате не требуется ввод ПИН-кода, мошенники в общественном транспорте подходят к жертве с устройством, которое проводит списание», — пояснил специалист.
Злоумышленники наживаются на любых изменениях, происходящих в обществе. Исключениями не стали такие события, как COVID и СВО. Особую популярность в наше время приобрел так называемый смишинг. На телефоны людей приходят SMS о выплате компенсации за нерабочие дни, которые пришлись на период карантина. Часто потенциальным жертвам обещают перечислить социальные платежи, которые якобы положены государством. В SMS мошенники пишут, что абонент должен перезвонить некоему сотруднику организации для получения подробной информации. После звонка злоумышленники уточняют данные для доступа к счетам жертв и выводят с них средства.
О еще одном любопытном алгоритме мошенничества сообщил Борис Богоутдинов:
«Известны случаи мошенничества с порталом Госуслуги, когда создавался зеркальный сайт, при переходе на который граждане передавали конфиденциальную информацию злоумышленникам. В дальнейшем преступники использовали их для кражи средств».
Согласно известной поговорке, зверь бежит на ловца. В случае с финансовыми мошенниками они охотно «бегут» на человека, у которого есть солидные сбережения.
В зоне риска начинающие инвесторы. Они часто попадают в руки лжеброкеров. Последние выдают себя за опытных знатоков рынка акций и обещают принести новоиспеченным клиентам-инвесторам баснословную финансовую прибыль. Некоторые мошенники ограничиваются навязыванием фальшивых комиссий за сделки, завышенных процентов за свою «работу». Другие идут дальше в стремлении завладеть всеми деньгами жертвы.
«Фальшивые брокеры предлагают жертвам вложить деньги в акции, которые якобы рекомендуют ведущие аналитики, и обещают сказочную прибыль. Людям говорят, что инвестировать необходимо через специальных брокеров, поскольку обычные берут высокие комиссии и сотрудничать с ними опасно из-за санкций. В реальности злоумышленники просто присваивают чужие инвестиции», - рассказал Борис Богоутдинов.
Самое сложное в борьбе с мошенничеством — возврат средств, похищенных фальшивыми брокерами.
«Свои финансовые средства жертвы не смогут вернуть никогда. Они теряют свои деньги, а если брали в долг или продавали свое имущество, то ситуация становится еще печальнее», — предупредил эксперт.