Posted 13 декабря 2023, 10:08
Published 13 декабря 2023, 10:08
Modified 13 декабря 2023, 10:10
Updated 13 декабря 2023, 10:10
Непонятная ситуация сложилась в отечественной гражданской авиации. С одной стороны, хорошо известно, что в связи с западными санкциями, в стране ощущается острый дефицит запасных частей к самолетам российских авиакомпаний, так что они вынуждены прибегать к так называемой каннибализации — снимать ту или иную деталь с исправного воздушного судна для замены не неисправном. И несмотря на это, эксперты утверждают, что за последний год количество неисправностей самолетов в России утроилось!
С другой стороны, в среду 13 декабря на сайте Росавиации, появилась крайне загадочная информация о том, что никакой тенденции к росту числа авиационных инцидентов на российском воздушном транспорте нет и вовсе.
Причем заявляет об этом сам начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Михаил Василенков. В числе прочего, он утверждает, что за 2023 год количество инцидентов с пассажирскими и грузовыми воздушным судами, снизилось на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года, до 0,67 тыс. случаев!
Более того, число инцидентов, связанных с отказами авиатехники и двигателей, составило 0,4 тыс. случаев — на 2% меньше, чем в январе–ноябре 2022 года!
И так далее, и тому подобное…
Чиновник связывает эту позитивную динамику с действиями правительства и авиапредприятий России, которые сумели скорректировать подходы и технологические решения при техобслуживании авиатехники. Более того, оказывается российским авиакомпаниям доступны логистические цепочки, по которым «они получают требуемые запчасти и компоненты для нормальной эксплуатации авиатехники».
Между тем, многочисленные факты свидетельствуют как раз об обратной тенденции. Напомним, что в сентябре 2023 года, «Новые Известия» подробнейшим образом осветили эту проблему и перечислили практически все авиационные инциденты, произошедшие за первые 9 месяцев этого года. А их и предпосылок к ним в России было зарегистрировано на тот момент 126, причем за весь 2022 год с российскими самолетами произошло более 130 неприятных историй.
Но и тогда, в Межгосударственном авиационном комитете сочли, что безопасность полетов в России находится на самом высоком уровне как минимум с 2018 года.
Увы, данные антирейтинга из 52 стран, составленного IDP Corporate Systems, говорят об обратном: Россия занимала в нем в сентябре с теми самыми 126 случаями первое место, а США — второе, причем с колоссальным отставанием — 26 случаев. Третье же место разделили тогда Германия и Турция — по пять случаев. И по числу крушений воздушных судов Россия тогда шагала в лидерах с 22 авиакатастрофами, опережая США с 18 случаями.
Стоит ли говорить, что за три с лишним месяца, прошедших с той поры, результат удалось превзойти, причем намного? В этом легко убедиться, открыв специальный сайт, бесстрастно фиксирующий авиапроисшествия. В нем содержатся и постоянно обновляются данные об авиационных происшествиях, в которые включены и летные происшествия (ЛП), и предпосылки к ним (ПЛП), в том числе воздействия климатических и техногенных ЧС на инфраструктуру аэропортов и аэродромов, обеспечивающих безопасность полетов». За последние 12 месяцев, то есть фактически за весь 2023 год, произошло в мире 352 авиационных происшествия, из них крушений летательных аппаратов 121. На Россию приходятся больше половины (192) всех авиационных происшествий и почти четверть (28) от всех крушений!
Там же можно увидеть и число погибших (32), раненых (52) и пропавших без вести (3) в этих инцидентах в России.
Еще подробнее ситуацию разобрал влиятельный американский журнал Newsweek. Данные, собранные его журналистами, свидетельствуют о том, что к этому дню 2023 года в России произошло 180 инцидентов (помните 126 в сентябре?), связанных с аварийными посадками коммерческих самолетов из-за технических проблем. В 2022 году таких случилось всего 61…
Самое интересное состоит как раз в том, что именно с сентября по 8 декабря 2023 года произошло 60 инцидентов, связанных с возгоранием двигателей, неисправностями или другими техническими проблемами, вынудившими самолеты отказаться от намеченных маршрутов. То есть число происшествий не только растет, они становятся все чаще.
Журнал приводит данные исследования влияния санкций на российскую экономику, которое провели аналитики Йельской школы менеджмента. В том числе там сказано: «В аэрокосмической отрасли флагманский авиаперевозчик „Аэрофлот“ и другие компании разбирают существующие части самолетов, чтобы продолжить обслуживание оставшегося парка, даже несмотря на то, что такие операторы, как Boeing, прекратили всю поддержку и обслуживание и выпустили предупреждения о том, что разобранные самолеты небезопасны для операцию. (…) Некоторые перевозчики, такие как „Победа“, даже намеренно заморозили до 40 процентов своего существующего парка, чтобы предоставить запчасти для обслуживания и эксплуатации оставшегося парка».
Приводит издание и впечатляющий перечень авиационных инцидентов, произошедших в России только за первую треть декабря 2023 года:
— Самолёт «Аэрофлота» дважды не смог улететь в Таиланд. Это 15-й случай поломки за декабрь. Boeing «Аэрофлота» рейса Красноярск — Пхукет с 387 пассажирами не смог вылететь из аэропорта. Его дважды буксировали на взлет, но за 13 часов подняться в воздух он так и не смог.
Еще четырнадцать самолетов столкнулись с поломками в декабре:
— 12 декабря рейс Utair Москва — Ханты-Мансийск с радиоактивными веществами и 104 пассажирами сел во Внуково из-за неисправности шасси.
— 12 декабря самолет Ан-24, летевший в Бодайбо, вернулся в Иркутск. У него отключился показатель скорости.
— 10 декабря Superjet SSJ-100 «Ираэро» вернулся в аэропорт из-за невозможности убрать шасси.
— 8 декабря Airbus А319-111 («Россия») совершил аварийную посадку в Минводах из-за разгерметизации салона.
— 8 декабря Boeing-737 (S7) вернулся в аэропорт из-за помпажа двигателей.
— 7 декабря загорелся двигатель грузового Ту-204 («Авиастар-ТУ»).
— 6 декабря произошло возгорание из-за замыкания на борту Boeing-777 «Аэрофлота».
— 5 декабря у Ан-12 отказала система управления руля, также еще один самолет во время рейса из Москвы в Казань совершил аварийную посадку из-за отказа управления системы стабилизации.
— 2 декабря Airbus А321 «Аэрофлота» аварийно сел в Шереметьево из-за отказа левого двигателя.
— 2 декабря в Тюмени по технической причине совершил посадку Superjet 100 («Ямал»).
— 1 декабря Airbus A321 «Аэрофлота» приземлился в Пулково из-за проблемы системы кондиционирования.
— 1 декабря Boeing 737 «Аэрофлота» совершил аварийную посадку в Южно-Сахалинске из-за падения давления стойки шасси.
— 1 декабря в Новосибирске у борта «ИрАэро» отказали автопилот и закрылки.
Крайне любопытно знать, кому верить в этой ситуации? Вопрос не праздный: жизнь в России без гражданской авиации представить себе невозможно…