Анна Скудаева
В отличие от событий прошлых лет, масштабы коммунального бедствия на этот раз оказались намного более серьезными и уже привели к появлению человеческих жертв.
В условиях продолжающегося коммунального коллапса нервы многих пострадавших уже не выдерживают. Люди, возмущенные длительным отсутствием тепла и света в мороз, начали выходить на улицы и в отчаянии перекрывать дороги.
Так, в Самаре вечером 12 декабря жители крупного района Мехзавод, уже трое суток сидящие без электричества при температуре -20 градусов, вышли с протестами на Московское шоссе.
В ответ на протесты местные чиновники, первоначально заявившие, что люди «сами виноваты», поскольку «не позаботились об альтернативных видах отопления», все же были вынуждены начать реагировать.
Чиновники мэрии видят, что нервы у перекрывших дорогу людей на пределе. Только после протестов в администрации пообещали наладить резервную схему подачи электричества, а также решили создать пункт временного размещения для замерзающих горожан.
Еще более серьезная ситуация сложилась в Бурятии. В столице республики Улан-Удэ порядка 1,8 тысячи жителей лишились отопления и света в 30-градусный мороз из-за аварии на кабельной линии в районе подстанции «Южная». Несмотря на ЧП, ответственные лица вовремя не начали ремонт: нужное число работников на аварийный участок прислали только через 12 часов после поступления сигнала о происшествии.
В республиканском Следственном комитете по этому факту начали проверку.
«С учетом крайне низкой температуры окружающего воздуха возникла угроза для жизни и здоровья жителей частных домовладений в указанном секторе, где используется электрическая система отопления», — сообщает региональный Следком.
К утру 13 декабря аварию удалось частично устранить: в соцобъекты и многоквартирные дома тепло вернули, но жители частного сектора до сих пор сидят без света.
Между тем, жители микрорайона Стеклозавод пожаловались, что после проведенной властями в ноябре этого года реформы системы теплоснабжения они начали замерзать в своих квартирах. Глава Бурятии Алексей Цыденов обещал, что после подключения к ТЭЦ-1 ряда домов, которые ранее были запитаны от четырех «неэффективных» котельных, теплоснабжение станет лучше, «воздух чище, а город красивее».
Однако, судя по возмущению замерзающих жильцов, эти надежды не оправдались. Ранее в Бурятии в разгар 30-градусных морозов жителей отправили разгружать вагоны с углем: ситуация с поставками топлива оказалась критической.
В городе Тулуне Иркутской области, где также «неожиданно» ударили 50-градусные морозы, жители начали замерзать в только что построенных новых домах.
В Республике Хакасия, где в разгар 30-градусных морозов жители Абаканского района остались без электроснабжения и тепла, власти ввели режим чрезвычайной ситуации. Спасаясь от холода, замерзающие жители были вынуждены покинуть свои ледяные дома. В отчаянии они приехали греться в аэропорт: больше спасаться оказалось негде.
После того как аномальные холода с морозами до -51°С пришли в Красноярский край, оставшиеся на несколько суток без тепла и света жители были вынуждены искать подручные средства для согрева. Это привело к росту числа пожаров и к трагедиям. Недавно в Минусинском районе взорвался газовый баллон, который занесли с мороза в теплое помещение. В Березовском районе от отравления угарным газом при попытке согреться у генератора погиб местный житель. Еще двое отравившихся, в том числе ребенок, попали с отравлениями газом в больницы.
Жалобы на проблемы с отоплением начали поступать не только из Приморья, Урала и Сибири, но и из Центрального региона.
Так, в Костроме без отопления в мороз оказались жители густонаселенного района «Поселок Первый». Там из-за аварии прекратила работу частная котельная ресурсоснабжающей организации «Орион». Она обслуживала 300 домов, в которых проживают более 1000 семей.
Когда стало понятно, что собственники котельной в разгар морозов от ликвидации аварии самоустранились, горожане начали бомбардировать мэрию жалобами с требованием вмешаться в ситуацию. Власти решили не доводить ситуацию до крайностей и протестов с перекрытием дорог и оперативно прислали на место ЧП муниципальные ремонтные бригады. Аварийщики, увидев на месте котельной самодельный «пепелац» странной конструкции, работающий на горбыле и прочих отходах деревообработки, назвали его неизвестным «космическим аппаратом», но все же сумели обнаружить поломку и оперативно ее устранить. Ремонтировать частный котел пришлось за счет города — то есть, на средства всех костромичей.
Теперь в истории с отключением жилого фонда поселка «Первый» от источника жизнеобеспечения разбираются правоохранительные и надзорные органы. В ходе расследования инцидента появилась информация, что строительство жилья в поселке вел предприниматель Евгений Бельдин и члены его семьи. В этом году у застройщика возникли серьезные финансовые трудности. Сотни семей, вложивших деньги в возведение домов в поселке, остались без денег и жилья. Теперь проблему новой армии обманутых дольщиков придется решать властям.
В Ростовской области, по оценке губернатора Василия Голубева, накануне без электричества остались порядка 180 тысяч человек. Под удар попали Ростов-на-Дону, Таганрог и ряд районов. Масштабный блэкаут Голубев объяснил неблагоприятными погодными условиями — гололедом и порывистым ветром.
Аварийные бригады работаю круглосуточно, но, как уточнил глава региона Голубев, по состоянию на утро 13 декабря без электроснабжения остаются более 80 тысяч жителей Ростовской области.
Не могут ростовчане и передвигаться по городу: улицы превратились в сплошной каток.
Жители многих регионов страны, возмущенные массовыми отключениями тепла и света в трескучий мороз, предупредили, что если местные власти не справляются, им придется обратиться с жалобами к президенту Путину во время прямой линии, назначенной на 14 декабря.
По мнению политолога Юлии Милешкиной, многочисленные коммунальные аварии в регионах все чаще становятся поводами для негодования жителей, и это — вполне прогнозируемый результат.
«Все коммунальные аварии в нашей стране из серии „никогда такого не было — и вот опять“. Наступила зима: в Петербурге снег не убирается, Вологду засыпает, Омск замерзает и т. д. Как прогнозировали в 2000-х серии техногенных катастроф, когда советская инфраструктура достигнет максимальной степени износа, вот мы в этот период зашли», — полагает она.
По ее мнению, в ближайшее время проблемы будут нарастать, как снежный ком: коммунальных катастроф будет все больше и больше. Это не может остаться незамеченным со стороны федерального центра.
«Безусловно, руководство регионов, особенно в контексте президентской кампании, будет получать жесткую реакцию федерального центра, вплоть до снятия с должностей. Например, если смотреть по Республике Коми, ряд мэров после крупных коммунальных аварий собрались и уехали на СВО. Им была предложена альтернатива от федерального центра. Поэтому, я думаю, безусловно, решения будут. Главная задача чиновников сейчас — продержаться до конца марта 2024 года и прикрыть все потенциальные дыры и недовольство граждан, а дальше им будет гораздо легче», — полагает политолог.
Она убеждена, что сейчас риски для губернаторов особенно велики: после крупной коммунальной аварии федеральному центру будет выгодно снять регионального или муниципального чиновника с должности.
«Соответственно, в этом регионе рейтинг главы государства вырастает еще больше: все радуются тому, что сняли непопулярного человека, который зимой не справился с чем-то. Хотя зимой все с чем-то не справляются», — резюмирует политолог.