Популяризация онлайн-шопинга началась в России в эпоху нулевых с развитием Интернета. Во время пандемии электронные торговые площадки и вовсе пережили настоящий бум и побили все рекорды по продажам. Для злоумышленников такая ситуация стала весьма привлекательной. Миллионы клиентских аккаунтов, сотни тысяч привязанных к ним карт, товары на десятки миллионов рублей — все это сделало маркетплейсы лакомым куском для мошенников.
Член генерального совета «Деловой России» Олег Воробьёв:
«Маркетплейсы всегда привлекали аферистов. Раньше на первом месте был Amazon, на втором eBay. Классикой жанра был кардинг, а точнее использование чужих банковских карт, с которых оплачивался товар. С развитием систем безопасности, требующих все больше усилий по подтверждению персональных данных для проведения оплаты, а также с изменением геополитической обстановки в мире, которые существенно затруднили доставку товаров из-за рубежа, приоритетом среди мошенников стал отечественный рынок. Главная причина привлекательности маркетплейсов для аферистов – анонимность. Личное присутствие не обязательно – существуют постаматы. При получении товара паспортные данные указываются не мошенника, а жертвы».
За годы существования маркетплейсов мошенники уже изобрели не один десяток преступных схем, которые позволяют им поживиться либо рублями, либо дорогим товаром из онлайн-магазина. Как рассказывает эксперт, мошенником может выступать не только злоумышленник со стороны, но и поставщик маркетплейса, курьер, выполняющий доставку на указанный клиентом адрес.
«Способы обмана варьируются и зависят от типа мошенника. Если мы говорим о продавце или поставщике, то речь идет об отправке поддельного товара либо продукции худшего качества, чем указано в объявлении. Если мы говорим про курьера, то он нарушает свои обязанности — сдает работодателю заявку о получении, в то время как сам товар не доставлен», — рассказывает Олег Воробьев.
Часто такие крупные маркетплейсы, как Wildberries и Ozon, и сами становятся жертвами мошенников. Новости о том, что обнаружен тот или иной нечистоплотный сотрудник, встречаются очень часто.
«Особой группой мошенников являются сами сотрудники маркетплейсов, а именно фасовщики товаров. Совсем недавно в Сети распространялось видео о группе лиц, устраивающихся на работу в пункт выдачи, которые воровали заказы (но это лишь вершина айсберга). На этапе фасовки товара нередки случаи, когда родственники или друзья работника заказывают товар, а исполнитель, формируя заказ, добавляет лишние предметы большей стоимости в посылку», — говорит предприниматель.
И наконец, самый опасный вид аферистов — это те, кто стремится завладеть данными личного кабинета человека. Это не новая история, но почему-то граждане до сих пор попадаются на такую уловку.
«Еще один вид мошенников старается заполучить данные личного кабинета на маркетплейсе, чтобы затем отменить покупку, присвоив себе деньги или, поменяв адрес получения, присвоить товар. Для этого аферист связывается с потенциальной жертвой – покупателем — и под видом менеджера компании просит раскрыть логин и пароль: якобы случилось что-то непредвиденное. Если дополнительной защиты у аккаунта пользователя не установлено, то жертва рискует потерять не только товар, но и денежные средства», — подчеркнул бизнесмен.
Для того чтобы обезопасить себя от мошеннических действий, специалисты советуют надежно защищать свои личные кабинеты, в которых хранится информация о заказах, адресах, и самое главное — данные банковских карт.
«Для защиты персональных данных на маркетплейсах уже давно необходимо обязать всех пользователей применять систему 2FA Authenticator (двухфакторная аутентификация), — говорит специалист. — Тогда злоумышленники даже в случае кражи логина и пароля пользователя не смогут попасть в личный кабинет. Потребуется внесение дополнительного кода из приложения по типу 2FA Authenticator или Google Authenticator. В случае с менее технологически подкованной аудиторией можно применить и дополнительное подтверждение личности, например в виде введения кода из СМС при входе и оплате», — рекомендует Олег Воробьев.
По его словам, также стоит обратить внимание на то, что при заказе через мобильное приложение любые изменения — будь то увеличение сроков доставки покупки или отмена заказа — отображаются в личном кабинете или же приходит СМС. Если же поступает звонок от оператора, то лишь для уточнения деталей доставки. Но для этого никаких персональных данных о логинах, паролях, номере заказа или платеже звонящий спрашивать не имеет права — только уточнение времени и адреса доставки.
«Главной защитой всегда остается бдительность. Не сообщайте никаких данных касаемо логинов, паролей, СМС и банковских карт третьим лицам. В случае если вы попались на уловку и стали жертвой мошенников, в первую очередь свяжитесь с маркетплейсом. Если они не помогут, идите в полицию», — советует Олег Воробьев.