Как не попасться «на удочку» мошенников и можно ли добиться уголовной ответственности за подобные преступления? Разберем в нашей статье.
По статистике Ингосстраха, за текущий год 91% жителей России сталкивались с попытками финансового мошенничества. В прошлом году жертвами обмана стали 82% опрошенных. Самыми распространенными схемами финансового мошенничества по-прежнему являются звонки от имени представителей банков или сотрудников правоохранительных органов. Вместе с тем более изобретательные обманщики придумали новую схему финансового мошенничества — они представляются операторами сотовой связи.
Олег Матюнин, адвокат, управляющий партнёр Адвокатского Бюро г. Москвы «Матюнины и Партнеры» о новом виде мошенничества:
«В отличие от „полиции“, „Центрального банка“ и прочих „представителей властных и контролирующих органов“ фейковые операторы связи пока еще не успели стать широко известными ширмами. Доверие к ним по-прежнему высокое. Но при смене пластинки базовая схема мошенничества остается прежней: вызывающий доверие субъект сообщает о проблеме и диктует способ ее решения. Итог всегда один — пустые счета.»
Главная цель мошенника — получить доступ к личным данным жертвы. Злоумышленники могут попросить назвать код из СМС-сообщения или пароль от личного кабинета на сайте оператора. Поскольку многие операции, в частности, оплата онлайн-покупок, связаны с номером мобильного телефона, мошенник получает карт-бланш на любые манипуляции с финансовыми средствами жертвы.
«От жулика к жулику запрашиваемая информация варьируется. Одному нужно получить доступ в личный кабинет абонента мобильной связи и из этого кабинета произвести перечисление денег, хранящихся на балансе. Второй настраивает переадресацию всех смс на свой номер. Третий вытягивает из жертвы смс код для входа на »Госуслуги». Четвертый выпытывает номер банковской карты, СVC код. Пятый получает у жертвы ее паспортные данные. Есть такие, которые заставляют жертву самостоятельно настроить переадресацию звонков и СМС на номер злоумышленника», — комментирует Олег Матюнин.
Мошенники из финансовой сферы всегда стараются воздействовать на эмоции человека, из которого хотят «выудить» нужную информацию. Они пытаются сыграть на алчности, предлагая сменить тариф на более выгодный или отключить якобы имеющиеся платные услуги. Либо манипулируют страхом современного человека остаться без мобильной связи, пугая блокировкой номера телефона.
«Социальная инженерия в действии — обычно вежливый молодой женский голос внушает потерпевшему одну из вымышленных, но сильно похожих на правду ситуаций».
Эксперт приводит примеры таких манипуляций:
Мошенники заранее знают, как выстроить разговор таким образом, чтобы их собеседник не успел оценить ситуацию и шел у них на поводу.
Сначала злоумышленник говорит о неприятной ситуации, пугает убытками и перспективой остаться без связи. Затем он предлагает быстрое и легкое решение проблемы: достаточно поделиться кодом, данными банковской карты или паролем личного кабинета и проблема будет решена. Жертва обмана, находясь в стрессовом состоянии, стремится быстро решить возникшую проблему и с легкостью выдает злоумышленнику личные данные.
«Посеяв смятение в душе абонента, пользуясь его растерянностью и желанием быстро исправить ситуацию, мошенник с готовностью „приходит на помощь“. Разговор ведется по заранее составленному плану с использованием фраз, внушающих полную уверенность в компетентности звонящего. В ход идут заранее выбранные технологические термины и прочие профессиональные обороты. В итоге, подчинившись воле преступника, жертва делает то, что от нее хотят: сообщает свои данные», — подчеркивает адвокат.
Итог беседы с мошенником — утечка личных данных и, как следствие, потеря контроля за личными средствами. Жертва перестает получать уведомления о списании средств, теряет контроль над личным кабинетом на сайте оператора. Мошенник похищает средства с баланса, получает возможность переводить и тратить деньги с банковской карты.
Олег Матюнин рассказал, какими еще могут быть последствия финансового мошенничества для жертвы:
«Человек, передавший личные данные мошеннику, теряет контроль над своим аккаунтом на „Госуслугах“. Злоумышленник, воспользовавшись этим, может оформить кредит по паспортным данным, найденным в личном кабинете жертвы на государственном портале.»
Предупрежден — значит вооружен. Это правило работает для борьбы с мошенниками, которые выдают себя за сотрудников оператора сотовой связи. Важно периодически читать новости о способах финансового мошенничества, чтобы не растеряться при неожиданном звонке от мнимого оператора.
Важные принципы взаимодействия с любыми звонящими от эксперта Олега Матюнина:
«Во-первых, не сообщать по телефону или в сообщениях никаких данных (паспортных, кодов из смс, по карте и др.). Во-вторых, любой тревожный звонок обрывать и перезванивать на официальные номера тех служб и организаций, которые сами инициативно вдруг к вам обращаются».
Согласно статье 159 УК РФ, за финансовое мошенничество, в том числе и телефонное, злоумышленник должен нести уголовную ответственность. Существует судебная практика вынесения приговоров телефонным мошенникам. Их приговаривают к наказаниям в виде штрафов и к реальным срокам лишения свободы. Но жертвы финансового мошенничества не всегда получают свои деньги обратно.
Адвокат поясняет, в чем причина:
«Обнаружить и задержать мошенников можно. Но проблема в том, что осужденный за финансовое мошенничество преступник может быть не в состоянии вернуть похищенные денежные средства, особенно когда речь идет о крупных суммах. Поэтому лучший способ уберечь себя от финансового мошенничества — знать, как обманывают, и уметь быстро распознавать мошеннические звонки».