Posted 13 декабря 2023, 12:09
Published 13 декабря 2023, 12:09
Modified 13 декабря 2023, 12:25
Updated 13 декабря 2023, 12:25
По итогам первых 9-и месяцев этого года в России было продано 406 тысяч китайских машин, в то время как ввезено 428 тысяч, а собрано на автозаводах внутри страны- 153 тысячи. Такие цифры привел исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Стоит напомнить, что в 2022 году была совершенно противоположная картина: китайских автомобилей не хватало, а теперь производители бьются за покупателей.
По итогам 10 месяцев 2023 года запас нераспроданных китайских автомобилей у российских дилеров достиг 175 тыс. машин, подтвердили «НИ» в «Автостате». Однако несмотря на рост запасов на складах, дилеры и производители не ожидают снижения цен. В сентябре–октябре средняя стоимость китайских автомобилей достигла трех миллионов рублей, при этом в 1,2 миллиона обойдется российский, а в 3,4 миллиона китайский. На рынке практически нет автомобилей ценой от миллиона до 2,5 миллиона рублей.
Сегодня покупка автомобиля — это вообще мощный удар по семейному бюджету подавляющего большинства россиян. 54% тратят на приобретение машины все сбережения, а 20% вынуждены оформлять для этого кредит в банке. Но и кредит становится фактически неподъемным после повышения ЦБ ключевой ставки.
«3,4 миллиона — это очень высокая цена для автомобиля. Сренднестатистический житель России должен будет ничего не есть 3 года, чтобы купить такой автомобиль. Единственный способ покупки — это взять кредит. Но после повышения ставки Центробанком средняя ставка по автокредиту достигает сейчас 25-20%, то есть 750 тысяч рублей надо платить в год только по процентам, а это для большинства неподъемно. Почему авто такие дорогие? Не в том дело, что их дорого производить, а в том, что цена фактически удваивается при ввозе автомобиля за счет утилизационного сбора, таможенного сбора, налогов», — заявил «НИ» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
Действительно в этом году в России вырос утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили. Для ряда категорий автомобилей этот сбор вырос почти на четверть от их стоимости. Только для юридических лиц ввоз китайских автомобилей, которые почти поголовно оснащаются моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра, вырос до 306 000 ₽. Для физлиц — еще дороже.
«Таможня + утильсбор + логистика+ норма прибыли дилера — это дает удорожание автомобиля в 2 раза. И дешевле оно быть никак не может: машина за 20 тысяч долларов с мотором на два литра имеет растаможку в 17 тысяч долларов… и это только таможня! Отсюда и удвоение цены», — говорит автовладелец Сергей Л.
При этом себестоимость Джетты в Китае равняется 68 тысяч 500 юаней. По среднему обменному курсу, в рублях, китайский автомобиль стоил бы 890 тысяч 500 рублей. Но это, как выясняется, полцены. Остальное — утильсбор, растаможка, налоги…
«Почему избыток машин? Автомобили в этом году действительно сильно подорожали, примерно на 20%. При этом покупательная способность у населения не выросла, люди откладывают деньги, не понимая, что их ждет завтра. Рост продаж остановился в сентябре. У людей банально закончились деньги. Средняя рыночная цена китайского автомобиля сегодня — 3 миллиона, сюда входят затраты на производство, налоги и сборы. В первую очередь это утилизационный сбор и таможенная пошлина. Плюс система ГЛОНАСС, НДС и прочее. От налогов государство отказываться не хочет. Надо иметь в виду и то, что логистика стала дороже», — считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
На этом безрадостном фоне «производители вместе с дилерами идут на скидки. Максимальные из них достигают 10-15%. Но все равно цена с 3 млн до 2 млн руб. не упадет за счет этой скидки. „Машина все равно бюджетной не станет“, — считает президент ассоциации „Российские автомобильные дилеры“ Алексей Подщеколдин.
Однако, стоит иметь в виду, что накануне Нового года скидки все-таки будут. Об этом говорит, в частности, автоэксперт Игорь Моржаретто: «Некоторые дилеры уже сейчас дают скидки от 100 до 500 тысяч. Это акции накануне праздников».
Некоторые все же высказывают мнения, что причина неликвидности китайских автомобилей в их качестве.
«То ли будет весной, которую многие китайские „электрички“ и гибриды не переживут. Ибо создавались они для другого климата», — считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.
Однако, претензий к китайскому автопрому сейчас не больше, чем к другим машинам. Их качество покажет, разумеется, только время.