Posted 12 декабря 2023, 07:44

Published 12 декабря 2023, 07:44

Modified 12 декабря 2023, 08:46

Updated 12 декабря 2023, 08:46

Звонок на миллион: как «отшить» технологически подкованных телефонных мошенников?

Звонок на миллион: как «отшить» технологически подкованных телефонных мошенников?

12 декабря 2023, 07:44
Фото: 1MI.
С годами у телефонных аферистов меняется только «темник» и обновляются технологии. Сейчас для мошенников ТОПовой стала тема СВО.

Ирина Лебухова

Телефон есть практически у каждого человека — в том числе, у детей и пожилых граждан. Последних «развести» проще всего — они, как правило, доверяют всему, что им говорит по телефону незнакомец, представившийся банковским сотрудником или представителем органов правопорядка. Однако и люди среднего возраста тоже «покупаются» на уловки злоумышленников, так как обманщики быстро учатся на своих ошибках и меняют тактику .

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Петр Щербаченко дал в беседе с «Новыми Известиями» несколько советов, как противостоять обману.

Как определить, что вам позвонил мошенник?

1. Звонок от «сотрудника банка» или «полиции» (ни банковские служащие, ни сотрудники правопорядка не звонят гражданам, и уж тем более не требуют назвать персональные данные и данные банковских карт — за это их могут уволить или привлечь к ответственности).

2. Собеседник все время торопит и заставляет провести финансовую операцию срочно (запугивают жертв фразами «прямо сейчас», «надо оперативно», «иначе вы все потеряете»).

3. Просит перевести средства на некий «защищенный счет» (таковых просто не существует).

4. Угрожает (например, мошенник представляется следователем, при отказе от действий/ операций/сообщения информации вас ждет наказание/штраф или вы потеряете все деньги).

5. Требует изоляции (запрещает с кем-либо советоваться, рекомендует быть одному во время общения, «так как информация строго конфиденциальна» или «предупреждают, что „проводятся следственные действия и вас накажут за разглашение информации“).

6. Просит назвать код подтверждения от банка, код из СМС для, например «отмены заявки».

Какие бывают виды телефонного мошенничества?

1. «Семья в беде». Злоумышленники пользуются тем, что человек готов отдать все ради спасения близкого человека. Поэтому не один год аферисты успешно пользуются схемой, при которой убеждают жертву, что их родственник попал в «страшную ситуацию». Причем зачастую в случае обмана пожилых граждан аферистам удается даже убедить их в том, что им звонит, например, внук. Из-за паники люди не замечают разницы в голосе и т. д. Как правило, речь идет о том, что член семьи попал в ДТП, в полицию, в больницу, и ему, конечно же, «срочно нужны деньги». Звонят, разумеется, с неизвестного номера. В этой схеме также подключается мнимый полицейский, который для пущей убедительности «подтверждает» наличие проблемы. Обычно за деньгами к жертве присылают курьера.

2. Номер-грабитель. «Ленивый» способ мошенничества. Все, что нужно обманщикам — современные технологии, а выдумывать фейковую историю и убеждать в ее правдивости жертву уже не нужно. В этом случае человеку приходит СМС, в котором просят позвонить на указанный номер. Если человек совершает этот звонок, с его счета списываются деньги, поскольку речь идет о сервисе платных звонков. Злоумышленники регистрирую сервис и распространяют номер, не информируя о взимании платы за звонок.

3. Вирус. Аферисты отправляют человеку сообщение о том, что ему пришло ММС-сообщение. Но получить его абонент не может, пока не перейдет по указанной ссылке. Она ведет к скачиванию вируса, который, если на телефоне жертвы установлено банковское приложение, опустошает счет. Иногда также при заказе услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании файла приходит предупреждение: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер… для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». Деньги списываются при отправке этого ответного сообщения. Видов подобных мошенничеств множество, но принцип их действия всегда одинаков.

4. «Привет» от «оператора». В этом случае абонент получает СМС или принимает звонок от подставного работника службы техподдержки мобильного оператора. Человеку предлагают подключить «выгодную услугу» или перерегистрироваться, защититься от спама и т. д. Жертва набирает под диктовку код — комбинацию для мобильного перевода денег на счет преступников.

Что делать, если позвонил мошенник?

1. Прервать разговор немедленно.

2. Никогда не называть по телефону данные банковской карты.

3. Записать номер телефона звонившего и сообщить о звонке в свой банк.

4. Заблокировать номер мошенника в своем телефоне.

На сегодняшний день видов телефонного мошенничества множество. И становится их еще больше, поскольку злоумышленники приспосабливаются к новым реалиям. Например, сейчас они активно звонят семьям погибших в зоне спецоперации бойцов и убеждают, что те якобы оформили кредит. Советы в этом случае прежние: немедленно прекратить разговор и не переходить ни по каким ссылкам.

Подпишитесь